Кто должен покупать кассовый аппарат. Кто может работать без кассы, а кто обязан ее иметь? Товарный чек енвд

Один из основных вопросов, которыми задаются начинающие индивидуальные предприниматели – при каких условиях и на каких системах налогообложения необходимо применение контрольно-кассовых машин. В данном материале рассмотрим все ситуации, в которых индивидуальным предпринимателям без кассовой техники не обойтись, а также те случаи, когда использование кассовых аппаратов не является для них строго обязательным.

Кассовый аппарат в законе

Как гласит закон, все индивидуальные предприниматели, которые производят продажу товаров или оказание услуг за наличные денежные средства или путем приема оплаты через банковские карты, обязаны иметь и использовать при расчетах с клиентами контрольно-кассовые машины. Это правило распространяется в основном на тех представителей бизнеса, которые ведут свою деятельность с населением, поскольку именно граждане расплачиваются за товары и услуги при помощи налички или банковских карт.

Отсутствие кассового аппарата у предпринимателя возможно в том случае, если финансовые операции он проводит с помощью безналичных перечислений на расчетные банковские счета юридических лиц или других ИП.

Требования к контрольно-кассовой технике

Закон устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать контрольно-кассовые машины.

  • все кассовые аппараты, используемые в коммерческой деятельности должны в обязательном порядке пройти регистрацию в налоговой инспекции по месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • для применения в работе подходят только те модели кассовой техники, которые перечислены в государственном реестре. Убедиться в том, что та или иная касса имеется в реестре, можно двумя путями: либо проверив при покупке голографическую наклейку с нужной информацией, либо самостоятельно изучив перечень гос. реестра на официальном сайте налоговой службы.

Обратите внимание на файл:

Внимание! Каждая контрольно-кассовая машина печатает чеки с определенными реквизитами, в зависимости от рода деятельности. Поэтому, прежде чем останавливать свой выбор на том или ином кассовом аппарате, нужно убедиться в том, что именно он подходит для работы данному индивидуальному предпринимателю.

Важно! Кроме контрольно-кассовых машин существуют чекопечатающие машинки. Эти устройства не считаются налоговыми органами за контрольно-кассовою технику, поскольку, у них нет . Чекопечатающие машинки в своей работе используют в основном те предприниматели, которые работают по ЕНВД.

Где приобрести кассовый аппарат

Контрольно-кассовые машины не продаются в обычных магазинах. Их продажей и обслуживанием занимаются специальные организации, прошедшие Государственную экспертную комиссию по ККМ. Реализацией кассовых аппаратов эти компании занимаются как в головных офисах, так и через разветвленную розничную сеть. При этом они реализуют не только новые кассовые машины, но и подержанные.

Нужно отметить, что те модели ККМ, которые уже были в использовании, должны быть обязательно сняты с учета налоговой инспекции и иметь новый блок .

Кассовый аппарат ИП при УСН

Индивидуальный предприниматель, остановивший свой выбор на упрощенной схеме налогообложения, при наличных расчетах с клиентами, обязательно должен иметь кассовый аппарат. В тех случаях, если покупатель или потребитель услуг ИП производит оплату через банковские дебетовые или кредитные карты, выдавать кассовые чеки тоже необходимо.

Исключения:

  • контрольно-кассовую технику можно не применять, если индивидуальный предприниматель- «упрощенец» работает только через безналичные банковские переводы на расчетные счета юридических лиц и других ИП;
  • индивидуальный предприниматель работает в отдаленном или труднодоступном районе, где применение кассовых аппаратов по каким-либо причинам невозможно;
  • при оказании некоторых видов услуг населению есть установленное законом право заменять кассовые чеки выдачей бланков строгой отчетности.

Кассовый аппарат ИП при ОСНО

Как и в случае с «упрощенкой» при работе на общей системе налогообложения, индивидуальному предпринимателю необходимо иметь кассовый аппарат всегда, если присутствуют наличные денежные расчеты или расчеты с применением банковских карт.

Исключения по применению кассовых аппаратов ИП, находящимся на общем налогоисчислении также аналогичны тем, что действуют для «упрощенцев».

Кассовый аппарат ИП при ЕНВД

Те индивидуальные предприниматели, которые перешли на ЕНВД имеют право не пользоваться кассовым аппаратом. Вместо этого, если покупатель или потребитель услуг потребует, ему необходимо выдать либо бланк строгой отчетности, либо , либо квитанцию. При этом в каждом из этих документов должны содержаться строго установленные сведения:

  • название самого документа – квитанция, БСО или товарный чек;
  • основные данные: порядковый номер и дата выдачи документа клиенту, инициалы индивидуального предпринимателя; его ИНН;
  • наименование товаров и услуг и их количество;
  • полная сумма оплаты;
  • обязательно: должность и ФИО сотрудника, выдавшего документ с его подписью.

Многие ИП, находящиеся на ЕНВД используют для печати таких документов уже упомянутые выше чекопечатающие машинки. Поскольку их не нужно ставить на учет в налоговые органы, это особенно удобно для предпринимателей, находящихся на ЕНВД.

Внимание! Даже в тех случаях, когда применение контрольно-кассовой техники не является законной обязанностью предпринимателя, он может обзавестись ею на добровольных началах, например, для контроля за продавцами. В этом случае регистрировать кассовый аппарат в налоговой инспекции не надо.

Общие исключения

Независимо от того, на какой системе налогообложения находится индивидуальный предприниматель, в некоторых случаях он имеет право не использовать ККМ. Например, применение кассового аппарата не обязательно, если предприниматель занимается :

  • продажей периодической печатной продукции: журналов и газет;
  • продажей проездных и талонов на общественный транспорт;
  • продажей лотерейных билетов;
  • продажей ценных бумаг;
  • розничной продажей безалкогольных напитков на разлив и мороженого;
  • продажей предметов религиозного толка;

В этих и еще ряде случаев, подробно прописанных в законе РФ, предприниматели имеют право не использовать контрольно-кассовую технику.

Таблица применения ККТ в зависимости от системы налогообложения

Система налогообложения Вид деятельности ККМ обязательна Можно выдать БСО Можно выписать товарный чек или квитанцию
ОСНО Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
УСН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ЕСХН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ЕНВД Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ПСН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +

Штрафные санкции

Внимание! С 15 июля 2016 года введена обновленная редакция штрафов за ККТ (смотрите ст. 14.5 КоАП РФ).

Наличие кассового аппарата требует от индивидуального предпринимателя ведения строгой отчетности по его использованию и соблюдения кассовой дисциплины. В частности, нужно в обязательном порядке вести журнал кассира-операциониста, журнал вызова технических специалистов, писать акты о снятии показаний счетчиков, возврате денежных сумм и т.д.

Поскольку эксплуатация кассовых аппаратов строго регламентирована, законом предусмотрены и наказания за неправильное их использование. Контролируют ИП по этой части представители налоговых органов.

В случае выявления каких-либо нарушений они могут наложить административное взыскание и назначить штраф в сумме 1500-2000 рублей.

В частности, индивидуальный предприниматель может быть оштрафован за следующие правонарушения: нарушение норм регистрации и неправильное использование кассы, отсутствие ККМ в случае необходимости, а также применение кассового аппарата, не соответствующего требованиям закона.

Ниже приведена таблица основных штрафов, которые могут быть связаны с применением или неприменением ККТ.

Нарушение Ответственное лицо Ответственность
Неприменение ККТ в случаях, когда это необходимо (ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное штраф от 0,25 до 0,5 от суммы расчета, осуществленного без ККТ (но не менее 10 000 руб.)
Юридическое/ИП штраф от 0,75 до 1 от суммы расчета, осуществленного без ККТ (но не менее 30 000 руб.)
Повторное нарушение предыдущего пункта, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила 1 и более млн. рублей (ч.3 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет
Юридическое/ИП приостановление деятельности на срок до 90 суток
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное
Юридическое/ИП предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов, а также представление информации и документов с нарушением сроков о применении ККТ (ч.5 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 руб.
Юридическое/ИП предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию (ч.6 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное предупреждение или штраф 2 000 руб.
Юридическое/ИП предупреждение или штраф 10 000 руб.

Таким образом, работать с использованием контрольно-кассовых аппаратов обязаны все предприниматели, имеющие дело с наличностью. В некоторых случаях кассовые аппараты можно заменить бланками строгой отчетности и другими документами, подтверждающими оплату. Если же индивидуальный предприниматель использует кассу, то он должен строжайшим образом соблюдать все нормы и правила, установленные законом для ее эксплуатации.

Покупка кассового аппарата сегодня дело не только затратное, но и хлопотное. Нужно приобрести дорогостоящий современный аппарат, отвечающий требованиям законодательства 2016 года, зарегистрировать его должным образом, заключить договор с обслуживающей организацией. Не каждый начинающий предприниматель может себе позволить такие расходы. Однако, ответственность за неприменение кассовой техники предусмотренная законодательством весьма серьёзна.

ИП очень часто для себя выбирает такую сферу бизнеса, как салон красоты, парикмахерская, кафе, автосервис, хостел или мини-гостиница, такси или другой вид услуг для населения. Резонно, что у владельца бизнеса возникает вопрос, возможно ли осуществлять предпринимательскую деятельность с приёмом наличных денежных средств у населения без ККМ или аппарат должен быть куплен в любом случае. И если такой вариант возможен, то с соблюдением каких условий и кто может работать без кассового аппарата.

Существует несколько вариантов, когда ИП и юридические лица имеют право не применять для приёма оплаты ККТ. Это зависит от налогового режима, применяемого предпринимателем или организацией, вида осуществляемой работы, местности, где проходит работа.

На ЕНВД и Патенте

На сегодняшний день все плательщики ЕНВД освобождены от обязательного использования ККМ. Использование кассового аппарата является правом таких налогоплательщиков, а не обязанностью. Список видов бизнеса, где применяется ЕНВД, утверждается на региональном уровне. То есть возможна такая ситуация, когда, например, салон красоты, кафе или ресторан в одном городе будет считаться объектом налогообложения ЕНВД, а в другом нет.

В Москве ЕНВД облагаются следующие виды бизнеса :

  • Розничная торговля. То есть это вся торговля в магазинах, павильонах, торговых центрах. Там, где принимаются наличные деньги и банковские карты у населения.
  • Общественное питание. Это заведения кафе и ресторанов. В Москве там устанавливать ККМ не нужно.
  • Бытовые и ветеринарные услуги. Под такими услугами кроме ветеринарных клиник выступают парикмахерские и салоны красоты, ателье и мастерские.
  • Оказание услуг автомойки и автосервиса.
  • Рекламная деятельность.
  • Услуги по сдаче в аренду земли и торговых мест.
  • Оказание услуг по помощи в проживании населения. Это гостиницы, хостелы, общежития.
  • Услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Сюда могут относиться как предприниматели, перевозящие многотонные грузы, так и фирмы такси. Такси как раз гораздо чаще работают с населением, однако, установить ККМ в такси бывает весьма проблематично.
  • Услуги автостоянок.

Аналогично освобождены от необходимости применять ККМ и налогоплательщики на патенте. Список сфер деятельности, где можно использовать патент также устанавливается на региональном уровне, единственный нюанс в том, что это касается лишь индивидуальных предпринимателей. Организации не имеют права применять такую систему налогообложения, и, значит, не смогут с помощью неё избежать необходимости применять ККМ.

В Москве список видов бизнеса, где ИП имеют право применять патент достаточно широк. Это и автосервисы, извоз в формате такси, кабинеты красоты и салоны красоты, парикмахерские и ещё очень широкий круг деятельности. Единственный нюанс в том, что количество работников, трудящихся у индивидуального предпринимателя не должно превышать 15 человек по каждому виду деятельности, на который получен патент.

Тем предпринимателям и организациям, которые не применяют ККМ по причине налогообложения ЕНВД нужно тщательно следить за изменениями законодательства в этой области, так как в 2016 году планируется принятие закона, лишающего их права не использовать ККТ.

На упрощённой и основной системах налогообложения

УСНО не имеет таких преимуществ, как возможность не использовать ККМ в работе. Однако и у этих предпринимателей и организаций есть возможность в некоторых ситуациях не использовать данную технику.

  • Прежде всего, это деятельность по осуществлению самых разнообразных услуг населению с условием обязательного применения БСО. Такими услугами могут являться фирмы частного извоза и такси, кабинеты и салоны красоты, парикмахерские, гостиницы, кафе и рестораны, автосервисы и автомойки и другие. Вместо чеков ККМ населению должны выдаваться БСО принятого в организации образца. Например, билеты, проездные чеки, квитанции, путёвки, ваучеры. В такси это квитанция счётчика.
  • Осуществление деятельности в отдалённых и труднодоступных районах. Например, аптеки, кафе и гостиницы в населённых пунктах, добраться до которых объективно тяжело. Аптеки, которые располагаются на базе фельдшерско-акушерских пунктов, а кафе в местах вахтовых работ или глобальных строек. В таких ситуациях приём денег у населения возможен по предоставленному товарному чеку либо копии чека. Они выдаются по требованию, то есть их выписка не является обязательной.

Индивидуальные предприниматели и организации на ОСНО в случае осуществления целого ряда видов деятельности также имеют возможность избежать тех случаев, когда необходимо использование ККМ.

К таким видам относятся :

  • Розничная торговля периодической литературой (газетами и журналами). Право на неприменение ККМ возникает, когда доход от такой продажи превышает 50% всего дохода организации или предпринимателя.
  • Реализация проездных билетов, билетов на культурно-массовые и зрелищные мероприятия. Продажа лотерейных билетов и ценных бумаг. При осуществлении такой деятельности ККМ не нужна.
  • Кафе на базе школ для питания школьников и педагогов.
  • Торговля на ярмарках, выставках. Это может быть не только непосредственно торговля, но и реализация услуг в пределах этих сооружений, например, кабинеты красоты.
  • Торговля в киосках мороженым или безалкогольными напитками, торговля из цистерн и разносная. Для всех этих видов деятельности кассовый аппарат не нужен.
  • Продажа предметов религиозного культа и оказание услуг в этой области.

Как видно из вышеизложенного, применение упрощённой и основной системы налогообложения также не является абсолютным запретом на отсутствие кассовой техники.

Когда приобретения ККМ избежать не получится

Несмотря на достаточно обширный перечень видов деятельности, когда не применять ККТ возможно, всё же существуют такие, кому кассовый аппарат необходим обязательно.

К таким моментам относятся :

  • В городах в розничной сети запрещена продажа алкогольных изделий без применения ККТ. То есть в случае если населению реализуется алкоголь, кассовый аппарат необходим и чек ККМ должен быть пробит на каждую такую покупку. В случае нарушений предпринимателя или организацию ждут внушительные штрафы, и даже риск полного приостановления деятельности. Кроме того, с 2016 года в случае такой реализации кассовый аппарат должен быть нового поколения. Подключённый к сети интернет и передающий в режиме реального времени все продажи напрямую на сервер ИФНС.
  • Все случаи, которых не коснулись вышеперечисленные исключения. Несмотря на то, что законодательством предусмотрен ряд исключений, когда применение ККМ необязательно, они всё-таки не перестают быть исключениями. Во всех остальных ситуациях необходим кассовый аппарат, ведь не пробитие чека ККМ при приёме наличных от населения является грубым нарушением действующего законодательства в области регулирования кассовой дисциплины.

В 2016 году планируется рассмотрение законопроекта, отменяющего возможность плательщиков ЕНВД не применять кассовую технику. Сотни тысяч организаций и предпринимателей будут должны приобрести и использовать в своей работе ККТ. Введение такого закона планировалось уже на начало 2016 года, но его рассмотрение было неоднократно перенесено и теперь ожидается принятие в 2016 году. Всем предприятиям на ЕНВД в течение всего 2016 года нужно тщательно следить за изменениями законодательства в области кассовой дисциплины, за вступившими в силу законами и нормативными актами. И в случае принятия закона им необходимо в кратчайшие сроки приобрести и установить у себя ККМ.

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54 поясняет:

Все организации и ИП, осуществляющие наличный денежный расчёт или расчёт с использованием банковских карт, обязаны применять зарегистрированную контрольно-кассовую технику (ККТ), при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.

ВАЖНО: если деятельность организаций (ООО, АО) связана с розничной торговлей алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15 %, то кассовый аппарат обязателен, кроме случаев нахождения торговой точки в отдалённых и труднодоступных местностях.

Но есть исключения, и обязанность применять кассовый аппарат ложится не на всех, например, в сфере оказания услуг населению применение ККМ не обязательно, но при условии выдачи бланков БСО (это, своего рода, альтернатива кассовым чекам). Налогоплательщики, находящиеся на ЕНВД и патенте, могут тоже не использовать кассовый аппарат при выполнении одного условия. Все подробности ниже.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО

1) Индивидуальные предприниматели и организации на любой системе налогообложения, оказывающие услуги физическим лицам (населению), могут не применять ККМ. Но тогда при расчетах с клиентами необходимо выдавать (БСО), которые выдаются всем клиентам, оплачивающим услуги (по факту каждой «покупки»). Список услуг населению приведён в классификаторе ОКУН.

К БСО относятся: квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и др. документы, приравненные к кассовым чекам. Если для вашего вида услуг законом не предусмотрена стандартная форма БСО, то вы можете разработать её самостоятельно с учётом присутствия необходимых реквизитов. Порядок заполнения, учёта и хранения БСО регламентирован Постановлением Правительства РФ №359 от 06.05.2008.

2) ИП и организации на ЕНВД (вменёнка) и патенте (ПСН) имеют право не применять кассовый аппарат.

В этом случае предприниматели по требованию покупателя (клиента) вместо чека ККМ должны выдавать документ, подтверждающий прием наличных денег за соответствующий товар (товарный чек, квитанция, БСО). Этот документ должен содержать следующие обязательные данные:

  • Наименование документа
  • Порядковый номер документа, дату его выдачи
  • Наименование организации (ФИО предпринимателя)
  • ИНН организации (предпринимателя)
  • Наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров

    (выполненных работ, оказанных услуг)

  • Сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или)

    С использованием платежной карты (в рублях)

  • Должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись

Для печати такого документа удобно использовать чекопечатающую машинку (ЧПМ) . По ряду функций и внешнему виду эти машины схожи с кассовыми аппаратами (фискальными регистраторами), за исключением того, что в них отсутствует ЭКЛЗ (Электронная контрольная лента защищенная).

Чекопечатающую машину не нужно ставить на учёт в налоговой и ежегодно производить замену ЭКЛЗ, что удобно для предприятий и ИП, находящихся на особых налоговых режимах (ЕНВД и ПСН). Многие модели ЧПМ совместимы с торгово-учётными программами (например, 1С). В случае перехода на другие налоговые режимы, предусматривающие обязательное применение ККМ, аппарат ЧПМ можно дополнить блоком ЭКЛЗ.

ВНИМАНИЕ: В соответствии с письмом Минфина РФ от 30.03.2016 № 03-01-15/17988 налогоплательщики ЕНВД и патента должны будут к 1 июля 2018 года в обязательном порядке перейти на новые онлайн кассы. То есть к тому времени уже не получится обходиться без контрольно-кассовой техники.

Зарегистрировать онлайн-кассу можно в этом автоматизированном .

3) ИП и организации на любой системе налогообложения могут рассчитываться наличными средствами и вести расчёты с использованием банковских карт БЕЗ применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ в ред. от 03.07.2016):

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
  • реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ;
  • организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ; при условии выдачи клиенту по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между сторонами и содержащего: наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами 4-12 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
  • аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

4) Адвокаты и нотариусы не обязаны использовать ККМ для расчётов (Письмо МНС РФ от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683).

Штрафы в связи с применением кассового аппарата

Напомним, что ФЗ № 54 распространяется только в отношении денежных средств поступающих за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг. В остальных случаях (например, приём взносов, пожертвований, возмещение ущерба и т.д.) применять ККМ не нужно.

С 15 июля 2016 года введены новые штрафы за ККТ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Все нарушения, связанные с применением / неприменением ККТ, указаны в Статье 14.5 КоАП РФ, здесь приводим штрафы и другую ответственность по основным моментам:

Нарушение

Ответственность

ИП или юр. лицо не применяет контрольно-кассовую технику вообще (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)
  • Должностные лица - штраф от ¼ до ½ от суммы расчета, осуществленного без ККТ (минимум 10 000 руб.).
  • Юридические лица - штраф от ¾ до 1 суммы расчета, осуществленного без ККТ (минимум 30 000 руб.).
При повторном нарушении (неприменение ККТ, указанное в ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ), если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составляет 1 млн. рублей и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):
  • Должностные лица - дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.
  • ИП и юр. лица - приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям. Это, если, например, старую ККТ вовремя не поменяете на новые онлайн кассы.А также нарушение порядка регистрации ККТ; сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ)
  • Должностные лица - предупреждение или штраф 1 500 - 3 000 руб.
  • Юридические лица - предупреждение или штраф 5 000 - 10 000 руб.
ИП, юр. лицо не направляет клиенту чек или бланки строгой отчётности (БСО) в электронной форме или не выдаёт их в бумажном виде по требованию покупателя (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ)
  • Должностные лица - предупреждение или штраф 2 000 руб.
  • Юридические лица - предупреждение или штраф 10 000 руб.

Срок «годности» кассы

Нормативный срок эксплуатации кассы - не более 7 лет с момента ввода в пользование. Однако:

1) Если ККМ исключили из Госреестра ККТ, а срок эксплуатации ещё не закончился, то использовать ККМ можно до истечения её нормативного срока «годности».

2) ККМ с истёкшим нормативным сроком эксплуатации (7 лет), но при этом всё ещё включённая в Госреестр ККТ, может дальше использоваться вплоть до исключения её из этого Госреестра.

3) По истечению срока «годности» кассы и после исключения её из Госреестра, налоговая обычно сама снимает с учёта ККМ, при этом обязательно письменно уведомив вас заранее.

Наглядная таблица применения ККТ на разных системах налогообложения

Организационно правовая форма Применяемая система налогообложения Вид деятельности
(кроме розничной торговли алкоголем и видов деятельности в п.3 ФЗ №54)
Что использовать?
Товарный чек (по требованию) или чек ЧПМ
Юридические лица ОСНО Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
УСН Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
ЕНВД Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
Индивидуальные предприниматели ОСНО Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
УСН Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
ЕНВД Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +
Патент Торговля, услуги прочие +
Услуги населению (ОКУН) +

Многие индивидуальные предприниматели после регистрации задаются вопросом - нужен ли им кассовый аппарат. Согласно закону о контрольно-кассовой технике, все предприятия должны применять ККМ. Однако в любом правиле есть исключения.

Касса и система налогообложения: есть ли связь

Новый порядок применения контрольно-кассового оборудования сегодня отличается для каждой из категорий предпринимателей в зависимости от выбранного налогового режима. Ранее многие бизнесмены могли не пользоваться кассовым аппаратом, оформляя продажи лишь бланками строгой отчётности или товарными чеками. В связи с тем, что на патенте и ЕНВД при взимании налога учитывается возможная годовая прибыль, все торгующие на данной системе могли не применять ККМ.

В 2018 году ФНС не регистрирует кассы старого образца

По-другому обстоят дела с упрощённой системой налогообложения, ОСНО и ЕСХН, поскольку для расчёта облагаемого налога используются реальные данные о доходах организации. Ранее вся необходимая информация фиксировалась в памяти ЭКЛЗ кассового аппарата. По новым законам организации с ОСНО и УСН обязаны использовать онлайн-кассы.

Применение онлайн-касс на ЕНВД и патенте необязательно до 1 июля 2018 года. Эти же категории бизнесменов (ИП и юрлица) вправе не использовать ККТ до 1 июля 2019 года, если они:

  • оказывают бытовые или ветеринарные услуги,
  • занимаются ремонтом, мойкой или техническим обслуживанием автомототранспортных средств,
  • распространяют наружную рекламу и пр. (см. пп. 1–5, 10–14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Для индивидуальных предпринимателей (ЕНВД и патент) существует возможность не применять ККТ до 01.01.2019 года в следующих случаях:

  • ИП не имеет работников по трудовым договорам и занимается:
    • розничной торговлей,
    • оказанием услуг общественного питания,
    • иной деятельностью, перечисленной в пп. 6–9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и в пп. 45–48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ .
  • ИП занимается (требования к наличию/отсутствию сотрудников не установлены):
    • ремонтом, чисткой, окраской и пошивом обуви;
    • оказанием парикмахерских или косметических услуг;
    • оказанием фото услуг;
    • ремонтом мебели;
    • прочими видами деятельности, перечисленными в пп. 1–15, 18–28, 30–44, 49–58, 60–63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ .

Видео: о необходимости применения ККМ

Категории предпринимателей, которые могут не приобретать кассовый аппарат

Согласно нормативному акту №54-Ф3 любая организация, осуществляющая продажу услуг или товаров за наличный, безналичный или электронный расчёт, должна применять кассовый аппарат. В том же законе приведён ряд исключений, согласно которым не применять ККМ можно:

  • если организация оказывает услуги населению, но в этом случае предусмотрены условия - организация должна быть обеспечена БСО в соответствии с требованиями Правительства РФ;
  • при ЕНВД и патенте, однако предприниматель обязан выписать товарный чек или иной документ по требованию покупателя (условие действительно до 1.07.2018 и до 01.07.2019 гг., как уже упоминалось выше);
  • организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в соответствующем перечне (при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета);
  • в случае, если вид деятельности предпринимателя приведён в перечне ниже.

Любая платная предоставляемая услуга или продукция должна быть зафиксирована посредством ККМ

И также освобождены от обязательного применения кассовых аппаратов предприниматели, осуществляющие деятельность по:

  • продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утверждён органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учёт торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведётся раздельно;
  • реализации ценных бумаг;
  • продаже лотерейных билетов;
  • реализации проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечению питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведённых для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определённых условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищённых от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой плёнкой, парусиной, брезентом);
  • продаже в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утверждённом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговле из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приёму от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях, и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продаже по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Видео: использование ККМ

Штраф за отсутствие кассового аппарата

Если индивидуальный предприниматель не применяет кассовый аппарат в процессе своей деятельности, это влечёт за собой штраф в определённом объёме. Ранее штраф для ИП варьировался от 4 000 до 6 000 рублей. На данный момент всё стало более серьёзно и неиспользование ККТ может быть чревато для индивидуального предпринимателя даже приостановлением деятельности.

За нарушения закона о применении контрольно-кассовой техники предусмотрены штрафы

Таблица: штрафы за неправильную работу с ККМ

Нарушение Наказание
Продажа товаров, продуктов без онлайн-кассы в тех случаях, когда онлайн-касса обязательно должна применяться. Правонарушение совершено впервые. Штраф на должностное лицо (директор, замдиректора), а также на ИП: От 25 до 50% суммы, на которую продали товаров, продуктов, услуг без применения онлайн-кассы. Но не меньше 10 000 рублей.
На ООО штраф будет следующий: От 75 до 100% суммы выручки, полученной без применения онлайн-кассы. Но не менее 30 000 рублей.
Повторное нарушение: неприменение онлайн-кассы, когда она должна применяться строго по закону. При этом сумма выручки без кассы должна быть от 1 миллиона рублей и больше. Должностные лица (директор, замдиректора) – дисквалификация, то есть, запрет занимать эту должность на срок от 1 до 2 лет. ООО и ИП: приостановка деятельности на срок до 90 дней. В том случае, когда выручка без онлайн-кассы при повторном нарушении не превысила 1 миллиона рублей, скорее всего, придётся второй раз заплатить штраф, указанный в предыдущем пункте, так как в КОАПП это чётко не прописано и не конкретизировано.
Применение онлайн-кассы с нарушениями. Такими нарушениями могут быть:
  • онлайн-касса не зарегистрированная, как положено на сайте ФНС;
  • онлайн-касса, в которой нет фискального накопителя или этот фискальный накопитель есть, но он вовремя не заменён;
  • кассовый аппарат не имеет возможности печатать кассовые чеки с QR-0 кодом и ссылками на интернет-ресурс по проверке кассовых чеков;
  • другие аналогичные нарушения.
Предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей.
ИП и ООО должны предоставлять в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники в налоговую службу определённые документы. Если эти документы не предоставлены, это карается штрафом. Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей.
ООО или ИП не предоставили покупателю кассовый чек в электронном виде или в бумажной форме. Предупреждение или штраф в 2000 рублей.

Штрафы за продажу алкогольной продукции без кассового аппарата

Сегодня каждый бизнесмен обязан применять онлайн-кассу в случае, если одним из направлений деятельности является продажа алкоголя.

Продажа алкогольной продукции без применения ККМ карается штрафом

Нельзя продавать без кассы не только крепкие спиртные напитки, но и пиво. За нарушение правил использования ККТ предусмотрены наказания:

  • для индивидуального предпринимателя и юридических лиц - 75–100 процентов от расчётной суммы, но не менее 30 000 руб.;
  • для иных должностных лиц - 25–50 процентов от расчётной суммы, но не менее 10 000 руб.

Безусловно, покупка, регистрация и обслуживание кассового аппарата обходятся недешево, однако нарушение закона о применении ККМ влечёт за собой более серьёзную ответственность. Размеры штрафов могут в несколько раз превышать сумму, которую вы потратите на обслуживание контрольно-кассовой техники, поэтому не следует рисковать.

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;