Сколько зарабатывают орнитологи – статистика доходов. Подрезать крылья: Как работают орнитологи на аэродромах Стабильное жалованье специалиста на территории Украины и Казахстана


Орнитолог – это биолог, который специализируется на изучении птиц. Профессия настолько привлекательная, что ее примерил на себя даже президент РФ Владимир Путин – в 2012-м году он совершил полет вместе с западносибирскими стерхами, с целью научить краснокнижных журавлей правильно летать. Столь необычную PR-кампанию позже осудили многие ученые, а популяции птиц этого вида по состоянию на 2017-й год почти вымерла – осталось порядка 20 особей.

Специальность удостоилась внимания и другого известного человека – Яна Флеминга, автора Бондианы. Имя и фамилию для своего героя он «украл» у американского орнитолога. Позже писатель встретился с ним и подарил книгу с подписью «Настоящему Джеймсу Бонду от похитителя его личности».

И все же многие орнитологи за славой не гонятся. Николай Герасимов, например, пожертвовал 20-ю годами жизни и всеми своими сбережениями, чтобы сотворить невозможное – вернуть к жизни исчезнувшую в Азии популяцию алеутской канадской казарки. Ему это удалось. И, скажем, в Японии труды российского ученого высоко оценили, даже выпустили медаль с его изображением. А вот на родине он известен лишь единицам.

Впрочем, такие ситуации встречаются в любой профессии. Вне зависимости от того, хотите ли вы летать с краснокнижными журавлями или спасать вымирающие популяции, предлагаем поговорить о специальности подробнее.

Кто такой орнитолог? Описание профессии

Орнитолог – это зоолог или биолог, который специализируется на изучении птиц. Эта профессия обычно предполагает исследование диких видов и почти не имеет отношения к сельскому хозяйству, за исключением случаев, когда фермеры занимаются разведением неодомашненных птиц, например, страусов. Специальность сравнительно молодая и редкая. Одновременно с этим – чрезвычайно важная. На планете обитает почти 10 тысяч видов птиц, многие из них до сих пор не изучены, некоторые – почти вымерли. Именно старания орнитологов позволяют глубже погружаться в мир пернатых и спасать от полного исчезновения редчайшие популяции.

Распространение на территории стран постсоветского пространства получила и любительская орнитология. Ввиду низких зарплат специалистов в регионах, многие не могут позволить себе стать профессиональными орнитологами. Любовь к птицам и стремление к их защите побуждает таких людей становиться общественными деятелями или орнитологами-любителями. Они совершают сезонные экспедиции, добиваются открытия центров реабилитации диких птиц на территории своих регионов, инициируют поправки в нормативных актах и регулирующих постановлениях.

Многие любители становятся блогерами – администрируют сообщества, публикуют записи, фото- и видеоматериалы на популярных площадках или персональных сайтах.

Чем занимается орнитолог и что изучает

Орнитолог в первую очередь ученый. Потому основу его профессиональной деятельности составляют исследования, которые базируются на наблюдениях. Работа, преимущественно, кабинетная – кратковременные сезонные экспедиции сменяются длительным анализом собранной информации. Специалист изучает виды и отдельные популяции диких птиц, исследует разные аспекты их жизни на определенных территориях. Круг обязанностей во многом зависит от квалификации (профессионал или любитель), от опыта, направления и места работы.

Что делает орнитолог как ученый:

  • Собирает информацию о птицах в ходе экспедиций, преимущественно методом наблюдения.
  • Анализирует собранные данные, выявляет закономерности и тенденции, определяет особенности анатомического строения, жизнедеятельности и размножения определенного вида пернатых.
  • Определяет численность популяции и риски ее исчезновении на данной территории.
  • Изучает поведение птиц в определенных ситуациях.
  • Систематизирует данные о конкретных видах и открывает новые, описывая их особенности, черты, привычки, поведение.
  • Отслеживает миграцию, анализирует выживаемость птиц во время миграционных циклов.
  • Инициирует и осуществляет охрану редких и исчезающих видов.

Специалист также может вести активную общественную деятельность, инициировать принятие нормативных актов или решений об охране определенных видов пернатых в регионах, либо на всей территории страны. Многие орнитологи реализуют программы по сохранению популяций птиц, либо посвящают жизнь самостоятельной работе над их возрождением.

К сожалению, число государственных инициатив по сохранению исчезающих видов диких птиц на территории России остается недостаточным. Финансирование отрасли, по признанию многих ученых, также оставляет желать лучшего. Потому любительская и «индивидуальная» орнитология становится основой для охраны краснокнижных птиц.

Где учиться на орнитолога? ТОП-5 ВУЗов

Свыше 87% специалистов имеют высшее образование, однако оно не всегда является профильным.

Многие орнитологи – это биологи и зоологи, сузившие свою специализацию. Существенной роли профильное образование не играет, однако начинать карьеру с обширной базой знаний существенно проще. Потому имеет смысл попытаться поступить в один из ведущих ВУЗов на специальность «орнитология», благо конкурс сравнительно не высокий. Если же университеты в вашем городе не проводят подготовку таких специалистов, а уехать нет никакой возможности – поступайте на биологию, зоологию и смежные специальности.

Для поступления в ВУЗ на специальность Зоолог вам потребуется сдавать ЕГЭ по биологии. О том как подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл – .

ТОП-5 ВУЗов России, готовящих орнитологов:

  1. Аграрный университет им. Тимирязева.
  2. МГУ им. Ломоносова.
  3. СПбГУ.
  4. Казанский федеральный университет.
  5. Кубанский государственный университет.

При этом профессия не требует обязательного получения высшего образования, ключевым показателем при трудоустройстве является опыт, исследования и научные работы орнитолога.

Вы можете окончить среднее специальное учебное заведение и развиваться в выбранном направлении. Есть только один недостаток такого решения – начинать карьеру со средним образованием крайне сложно. Вероятность того, что вы сможете защитить кандидатскую или докторскую диссертацию в этом случае тоже стремится к нулю. Потому стоит попытаться получить высшее и, по возможности, профильное образование. Если, конечно, вы не хотите быть орнитологом-любителем.

Какими личностными качествами нужно обладать

  • Интеллектуальное развитие . Вам предстоит проводить сложную аналитическую работу, руководствуясь накопленной базой знаний. Необходимо не только многое знать, но и уметь применять знания на практике, стремиться к постоянному профессиональному развитию.
  • Терпение . Ключевой метод сбора информации для орнитолога – это наблюдение. Наблюдать птиц приходится по нескольку часов, а порой и по нескольку дней. В этой ситуации терпение – ключевое качество, которое не позволяет утратить необходимое для исследования внимание.
  • Хорошая физическая подготовка . Хотя большинство специалистов редко совершают экспедиции, они являются ключевым источником информации о птицах. В ходе каждой поездки вы работаете в условиях дикой природы – это требует выносливости и хорошей физической подготовки.
  • Внимательность . Вы должны быть готовы к тому, что будете не просто созерцать птиц, а постараетесь заметить нечто новое в их жизнедеятельности, поведении, отношении с сородичами и окружающей средой. От вашего внимания во многом зависит успех исследования.
  • Любовь к науке и птицам . В любой работе важна мотивация. Орнитологи редко получают высокие зарплаты – многие из них и вовсе тратят собственные средства на проведение исследований. Единственно возможная мотивация в этом случае – искренняя любовь к науке и птицам.

Где может работать специалист

  1. Орнитологические станции . Обычно они занимаются не только исследованием пернатых на территории региона, но и реабилитацией диких птиц с их последующим возвращением в дикую природу. Это ни в коем случае не зоопарки, не администраторы заповедников. Сотрудники орнитологических станций одновременно проводят мощные научные исследования и занимаются охраной редких и исчезающих видов, иногда – восстановлением исчезнувших на данной территории популяций. Важно отметить, что станции никогда не работают в интересах охотничьих клубов и сельскохозяйственных предприятий.
  2. Научно-исследовательские институты . Здесь ключевая цель сотрудников – это проведение исследований, связанных с выявлением и описанием новых видов птиц, с изучением особенностей их обитания на определенных территориях, с анализом миграции и угроз для популяции. Часто научно-исследовательские институты разрабатывают и контролируют реализацию региональных или федеральных программ по защите краснокнижных птиц. Также организации могут инициировать процесс по внесению определенного вида пернатых в Красную книгу России.
  3. Образовательные учреждения . Многие орнитологи остаются работать в университетах, которые они оканчивали. Здесь карьерный рост во многом обусловлен ведением научной и преподавательской деятельности. После окончания ВУЗа молодой специалист стремится к защите кандидатской, а впоследствии и докторской диссертации. Одновременно с этим он проводит научные исследования, разрабатывает программы по охране исчезающих видов птиц, контролирует процесс их проведения, анализирует эффективность, вносит корректировки и дополнения.

Плюсы и минусы профессии орнитолог

Важно понимать, что преимущества и недостатки относительны. Для кого-то возможность часами наблюдать за птицами – это очевидный плюс, а для кого-то – пытка. Кто-то не готов всю жизнь работать за 25-30 тысяч рублей в месяц, а для кого-то это вполне приемлемая сумма. Постарайтесь это учесть в процессе анализа и подбора специальности.

Ключевые преимущества профессии орнитолог:

  • Максимальная близость с природой в ходе экспедиций;
  • Респектабельная, статусная специальность;
  • Значимая для науки и общества профессия;
  • Реальный шанс стать спасителем десятков видов исчезающих птиц;
  • Возможность совершить грандиозные научные открытия.

Недостатки профессии орнитолог:

  • Сравнительно невысокие заработные платы;
  • Сложная, преимущественно «кабинетная» работа;
  • Часто тяжелые походные условия в ходе экспедиций;
  • Необходимость брать на себя ответственность за исследование;
  • Постоянная борьба с бюрократией и недостатком финансирования.

Если говорить о недостатке финансирования и все той же бюрократии, то в ближайшее время эти проблемы могут разрешиться. А вот ожидать того, что сам рабочий процесс станет более простым, а экспедиции перестанут требовать колоссальных затрат сил, не приходится. Потому постарайтесь заранее взвесить очевидные плюсы и минусы профессии перед поступлением.

Сколько получают орнитологи в России и за рубежом

Средняя зарплата специалиста с опытом работы от 3-х лет в России составляет 26 тыс. рублей.

В Москве, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке сумма выше – порядка 35 тыс. рублей. А вот в регионах Поволжья многие орнитологи вынуждены довольствоваться зарплатами в 21-23 тыс. рублей. Размер заработной платы зависит не только от достижений и опыта каждого конкретного специалиста, но и от места его работы.

Так научные сотрудники с докторской степенью в среднем получают на 5-7 тыс. рублей больше, чем их коллеги, работающие на орнитологических станциях. Ввиду невысоких зарплат многие специалисты совмещают основную деятельность с педагогической, работая преподавателями в высших и средних специальных учебных заведениях. Если же рассматривать зарубежные зарплаты, то больше всего получают орнитологи из США (в среднем 52 тыс. долларов в год), в Швейцарии (51.5 тыс. долларов) и в Японии (49 тыс. долларов).

Резюме и выводы

Орнитология – интересная и сложная наука. Заниматься ей может человек, который искренне любит птиц и хочет прилагать максимум усилий, для сохранения их популяций и проведения важнейших научных исследований. Орнитолог – это крайне важная профессия. Она по-своему интересная и по-своему скучная. И при всей своей значимости, она остается не самой высокооплачиваемой на территории России и стран постсоветского пространства.

Мария Косицына

Редактор портала Info-Profi, руководитель центра поддержки студенческих проектов ТюмГУ.

Вы знали, что совы могут сидеть почти как люди, едят салат, но без труда способны способны сломать вам руку лапой? Об этих птицах и их соседях в одной из квартир рассказывает авиационный орнитолог Ника Зубра из Москвы.

Сычиная мафия и big boss Ёль

Домашние хорьки уже не новость, порой встречаются среди домашних животных вороны или галки, но редко – совы (хотя иногда их продают в магазинах даже в Беларуси). Ника Зубра , или Ника Рыжова – авиационный орнитолог из Москвы.

Она владелица популярного блога, который легко отыскать на youtube , если просматривать ролики о животных (первый канал и второй канал , дублирующий, с немного другим контентом). Кстати, автор очень против несоблюдения авторских прав.

Ника Зубра держит дома сову Ёль, сычей, ястреба-тетеревятника, геккона и прочую живность. Серьёзно начала заниматься птицами, как она сама писала , начала с 2000 года, хотя образование имеет совсем не орнитологическое – изучала статистику и экономику.

Автор видео – Александр Афонин

«Я привыкла следить за ситуацией вокруг»

Первая птица - дальневосточная большеклювая ворона, которая попала к Нике ещё в школьные времена. Её отдали после съёмок в школьный зооуголок лысой, хромой, не умеющей летать. Девочка её выходила с помощью Клуба любителей певчих птиц России. Потом птицу забрали, но история на этом не закончилась.

Дальше был собственный ворон, выросший из слётка, знакомство с сокольником, воспитание ястреба и участие в соревнованиях. В 2006 году героиня начала работать авиационным орнитологом в московском аэропорту «Домодедово». Её «работа - отпугивать в округе аэропорта Домодедово чаек, голубей и прочих пернатых вместе с ястребом Сильвой», пишет 7 июля 2017 года сайт daily.afisha.ru.

«Я так привыкла следить за ситуацией вокруг, что практически никогда не смотрю в глаза собеседника», – говорит Ника.

Кто-то обижается, но этот навык – результат понимания того, как и когда себя ведёт птица, привычки замечать всё важное раньше её.

Пять видео на пробу: совиное «УГУ» и ястребиные ванны

На первом youtube -канале, который ведёт Ника Зубра, 170 000 подписчиков, а у видео – от пары тысяч до 1,2 миллиона просмотров. Мы выбрали самые просматриваемые:

  • Филина Ёль записывают для озвучивания кино. Внизу сидит кот Мурлок, контролирует процесс.

  • Конфуз птички и подробности о том, как она хозяйничает, пока одна дома.

  • А тут – про небольшую сову сплюшку (Otus scops) и стабилизатор: не сводит глаз с кота, даже если её крутить вокруг собственной оси. Помещается в коробочке от светильника.

  • Ястреб-тетеревятник гипнотизирует воду в ванной и осторожно купается. Говорят, что во второй раз она бултыхалась без раздумий.

  • Ёлка распускается, если её полить

Совы милые, но заводить их не надо

«Глядя на мои видео с филином Ёлкой, многие захотели и себе такую милую птичку», – пишет Ника Зубра под одной из съёмок и уверяет: заводить филина не стоит.

Воспитать уравновешенную птицу сложно, а получить в процессе инвалидность – легко. Например, пальцы совы толщиной почти как у хозяйки, их длина около 6 сантиметров, когти – ещё 4. Итого получается длина, которой хватит, чтобы обхватить ладонь. Конструкция суставов такова, что силой вытащить что-то нельзя, они только сильнее сжимают.

«Ёль и её опыт жизни среди людей, на самом деле, уникальное явление, без прикрас. Мне пишут из некоторых стран Европы о том, что орнитологи смотрят мои видео, как пособия, изучая поведение моих птиц. Потому что у них такое невозможно, там это просто запрещено», – пишет автор. Иностранные орнитологи получают знания из видео, а Ника Зубра – ценой своих же ошибок. Некоторые из них отмечены шрамами.

О сбежавшем ястребе: «Она не прыгнула на ручки с неба»

«Часто сталкиваюсь под своими постами и публикациями с требованиями от совершенно незнакомых и некомпетентных людей «выпустить птиц на волю» , – рассказывает орнитолог.

Все ли птицы хотят этого? Как минимум одна – нет. В тексте на birds.vc Ника рассказывает историю сами ястреба Сильвы. Птица родилась дикой, но в 4 месяца попала в ловушку. Там получила травмы, и её долго лечили. Через 4 года птица улетела, а ещё через 10 дней вернулась.

«Конечно, она не прыгнула на ручки с неба с криками радости и слезами на глазах, – пишет Ника. Птицу нашли там, же, где первый раз – в той самой ловушке для ворон, доедающей забитую ворону. – Без проблем дала взять себя на руки, доехав до вольеров на машине, как уже выношенная птица, спокойно, без попыток сорваться и удрать».

Совятам надо не спасение, а домики

Советуем прочитать ещё пару текстов. Первый – о том, что такое содержать сову, Второй – о том, как связаны суперсила маленьких совят и их прогулки вне гнезда. Таких птенцов подбирать не стоит – скорее всего, их прогулки под контролем осторожных взрослых.

«Лучше вешайте домики для сов из корзинок, ящиков и старых ведер, где они будут гнездиться, тогда все вокруг будет осововлено и осовячено», – советует Ника.

В дополнение: другие каналы о животных

Для тех, кому не хватило историй у Ники – ещё один прекрасный канал :

«Всё как у зверей» – программа о том, в кого люди такие. Вам обещают рассказать что-то, о чем BBC и "В мире животных" деликатно молчали. «Но кто-то же должен!» – презентуют канал его создатели. Передачу снимают на Атлантике, в Хорватии, Кении и не только, а авторы родом из России.

Есть также рейтинги, которые можно найти по запросу «youtube channel animals». Советуют, например, этот канал о невероятных животных, этот о помощи бездомным животным и, конечно,

Профессиональный орнитолог является квалифицированным специалистом, который подробно изучает птиц, особенности их размножения и миграции. Грамотный мастер особенно ценится в сфере авиастроения, для формирования защиты двигателей.

Так сколько же получает орнитолог в разных странах мира?

Прибыль профильного ученого на территории Российской Федерации

Довольно часто орнитолога называют «архитектором» птиц, так как специалисты данного профиля конструируют кормушки, спасают от гибели раненных «пернатых».

Жалованье эксперта во многом зависит от грантов и персональных степеней.

Квалифицированный сотрудник получает от 400 до 700 долларов в месяц.


Средняя зарплата орнитолога в России составляет 24 000 рублей в месяц (примерно 413 американских долларов) .

Наибольшее количество официальных вакансий открыто Московской и Ленинградской областях.

Сколько же получает профильный специалист в разных регионах страны? Рассмотрим более подробно:

  • Брянская область – 27 500 рублей;
  • Тверской регион – 28 750 рублей;
  • Камчатский край – 30 000 рублей;
  • Магаданская территория – 30 150 рублей;
  • Красноярский округ – 30 300 рублей;
  • Ленинградская провинция – 30 500 рублей;
  • Воронежский регион – 33 000 рублей;
  • Московская область – 37 500 рублей;
  • Ненецкая автономия – 45 000 рублей;
  • Крымская республика – 60 000 рублей.


Стандартная вакансия профессионального орнитолога в Москве с окладом от 20 000 рублей (344 $) имеет следующий вид:

  • в обязанности специалиста входит надзор за содержанием, грамотным кормлением и разведением поголовья птиц;
  • работник должен иметь глубокие знания по уходу за птицами;
  • высокий уровень преданности своему делу, страстная любовь к животным;
  • развитое умение проанализировать актуальные данные, изучать большой объем информации и объективно наблюдать;
  • трудовой график имеет следующий вид: 5/2 или 6/1.

Непрестижность профессии в первую очередь связана с ее оплатой.

Так, например, трудоустроившись государственном заповеднике (статус НИИ) профессионал может рассчитывать на месячный доход в размере 6500 рублей в месяц.

Орнитологические исследования в России не ценятся на должном уровне.


Откуда же тогда берется средняя прибыль по стране?

Все дело в том, что престижные заказники и крупные заповедники с экскурсионным бюро набирают в свой штат настоящих экспертов.

Именно здесь платят неплохие деньги исполнителям.

Так, например, выручка исполнителя в Приокско-Террасном заповеднике составляет 47 000 рублей в месяц (около 810 у.е.) .


Требования к кандидату имеют следующую картину:

  • понимание основ научной и природоохранной деятельности;
  • наличие высшего образования;
  • смелое владение ПК и современными механизмами связи;
  • крепкое здоровье для выполнения работ в полевых условиях;
  • присутствие удостоверения водителя грузовых и легковых транспортных средств;
  • ответственное и дисциплинированное выполнение поставленных задач;
  • организаторские способности в команде.

Стабильное жалованье специалиста на территории Украины и Казахстана

Профессия орнитолога в стране является не особо популярной.

Получить соответствующее образование здесь можно в Харьковской зооветеринарной академии, где осуществляется выпуск специалистов со степень бакалавра и магистра.

Средняя зарплата орнитолога в стране достигает 6000 гривен (222 доллара) .

Однако процесс трудоустройства оставляет желать лучшего.


Найти стабильную работу эксперт может в:

  • природоохранных обществах;
  • университетах;
  • зоопарках;
  • с/х академиях.

Особым спросом пользуются мастера в сегменте ветеринарной орнитологии, которые получают в месяц до 10 000 гривен (370 баксов) .

В обязанности такого исполнителя входят следующие аспекты:


Наиболее крупным заповедником Украины является «Аскания – Нова».

Именно сюда привлекаются на постоянную занятость талантливые научные сотрудники и квалифицированные эксперты.

Орнитолог зарабатывает здесь от 3500 до 8000 гривен в месяц .

Конечный уровень прибыли эксперта зависит от его результатов собеседования и ответственности непосредственно на территории.

В Казахстане довольно востребованной считается должность инженера по авиационной орнитологии.

Птицы против самолета. На первый взгляд их противостояние кажется несерьезным. Какую конкуренцию может составить воробей могучему многотонному лайнеру, затянутому в алюминий и пластик, вооруженному моторами в тысячи лошадиных сил? Что ему одна воробьиная сила?

Но в действительности все достаточно сложно. Для стоящего на аэродроме лайнера воробей не опасен. Но для лайнера, набирающего скорость для взлета или для взлетевшего, воробей – фактор, с которым пилот не может не считаться. Столкновение птицы с самолетом может оказаться гибельным для обоих. Когда же лайнер набрал высоту 8–9 км, летчик может успокоиться – на таких высотах птицы не летают.

На самолет, летящий со скоростью 700 км/час, столкнувшаяся с ним птица действует втрое сильнее, чем снаряд 50-миллиметровой пушки с силой удара в 200 000 Н. Лобовое стекло самолета не пробивает пуля, но птичье тельце, встретившееся на пути скоростного истребителя, его пробивает. Оно может пробить обшивку фюзеляжа и крыльев или попасть в двигатель. Чем все это грозит самолету?

Отверстие в обшивке фюзеляжа или крыльев со временем будет все увеличиваться, ухудшая аэродинамику, заклинивая рули и элероны, разрушая самолет. Повреждение стекол кабины разгерметизирует её – на больших высотах это создает смертельную опасность для экипажа и пассажиров. Кроме того, осколки стекол могут поранить летчика.

Попав в воздухозаборник двигателя, тело птицы может деформировать или даже оторвать лопатки ротора, при этом двигатель потеряет мощностъ, заглохнет, в нем может возникнуть возгорание. Каждая из этих ситуаций может стать причиной катастрофы. В лучшем случае столкновение с птицей окончится дорогостоящим ремонтом.

Характер последствий столкновения самолета с птицей зависит, в первую очередь, от того, какая часть самолета стала мишенью для удара. Вероятность попадания птиц в двигатель, например, зависит от типа самолета. Так, для самолетов гражданской авиации примерно 40% столкнувшихся с ними птиц попадает в двигатели, 33% – в крылья, 16% – в лобовое стекло кабины, 7% – в фюзеляж. Для военных самолетов статистика иная: двигатель – 55% столкновений, фюзеляж – 11%, лобовое стекло – 10%, крылья и рули – 14%.

Вероятность попадания птицы в самолет вообще и в двигатель в частности для одномоторного реактивного истребителя, летающего на малых высотах, выше, чем для многомоторного турбовинтового лайнера, рабочие высоты которого (8–10 км) лежат за пределами птичьих возможностей. Лайнер может столкнуться с птицей только при взлете или посадке. Последствия столкновений для истребителя и пассажирского лайнера будут тоже разными – отказ единственного мотора в воздухе равносилен гибели, тогда как отказ одного из многих двигателей оставляет шанс на спасение.

Какие птицы чаще всего сталкиваются с самолетами? В таблице приведены данные орнитолога В.Якоби по общей статистике столкновений для разных видов птиц.

Таблица.

В целом на долю представителей отряда воробьиных приходится 32,2% столкновений, чаек – 15,9%, дневных хищников и голубей – около 15%.

В гражданской авиации нашей страны ежегодно происходит свыше 1,5 тыс. столкновений с птицами. Хотя это и ничтожный процент относительно всего объема перевозок, но в абсолютных цифрах за этим стоит значительный материальный ущерб и, что самое главное, жизни людей.

Проблемой столкновений самолетов с птицами, разработкой биологических и технических мер, предупреждающих столкновения занимается специальная, недавно возникшая область науки – авиационная орнитология. Эта область получила официальное право на существование в 1965 г., когда в Ницце собрался специальный симпозиум по вопросам защиты самолетов от птиц. Этот симпозиум был созван Французской торговой палатой и Институтом агрономических исследований. В работе симпозиума приняли участие представители 10 стран, сделавшие более 70 докладов. Это были биологи, акустики, инженеры, авиационные специалисты – учредители и будущие партнеры.

Признание авиационной орнитологии, созыв специального симпозиума не были случайным или преждевременным мероприятием. К этому времени авиация уже накопила некоторый опыт, и опыт этот был весьма печальным.

Первое столкновение самолета с птицей произошло в 1912 г., когда в Калифорнии в результате попадания чайки в рулевое управление погибли машина и пилот. С появлением турбовинтовых и турбореактивных двигателей в 1950-е гг. опасность птиц для самолетов резко возросла. Высокие скорости с каждым годом увеличивали число столкновений самолетов с птицами, делали последствия таких столкновений все более тяжелыми.

Так, в США с 1942 по 1946 г. произошло 473 столкновения, с 1956 по 1966 г. – 1566, из них 837 столкновений только в 1965 г. В Канаде с 1957 по 1963 г. зарегистрировано 181 столкновение, в Англии с 1956 по 1960 г. – 738, в Голландии с 1960 по 1966 г. – 413, в Австралии в 1963 г. было 185 столкновений, а в 1964 г. – 208. В нашей стране в 1963 г. с птицами столкнулось 40 самолетов гражданской авиации, в 1966 г. – 101, в 1969 г. – 221 самолет.

Возрос и объем материальных потерь. В Канаде только для одной авиакомпании он составил 1,19 млн долл. – это стоимость 23 двигателей, поврежденных в результате попадания птиц. Другая авиакомпания за 2,5 года заменила 75 двигателей, причем замена одного поврежденного двигателя обходилась в 200–300 тыс. долл. В среднем канадские авиакомпании оценивают стоимость ежегодного убытка по вине птиц в 1 млн долларов.

В Великобритании убытки от столкновения самолета с птицами оцениваются специалистами в сумму до 100 тыс. фунтов стерлингов. Однако эти цифры характеризуют только стоимость ремонта, т.е. относятся к ситуациям, которые окончились для экипажа и пассажиров сравнительно благополучно, и самолету удалось приземлиться. Если же столкновение приводит к катастрофе, материальные потери многократно возрастают и, главное, при этом погибают люди.

В начале 1960-х гг. ситуация настолько обострилась, что проблема столкновений самолетов с птицами привлекла внимание государственных учреждений. В разных странах стали создаваться специальные комитеты с широкими полномочиями, включающие представителей авиации, инженеров и орнитологов. В 1962 г. такой комитет был создан в Канаде, в 1964 г. – в ФРГ, в 1966 г. – в США и других странах. Возникла необходимость международного сотрудничества, международной координации.

В 1966 г. возник Европейский комитет, объединивший усилия 15 стран Европы и Америки в разработке мер защиты самолетов от птиц. ИКАО – Международная организация гражданской авиации – активно включилась в решение проблемы. Международное сотрудничество оказалось очень плодотворным. За первым учредительным собранием авиационных орнитологов в Ницце в 1963 г. последовали несколько очень важных консультативных встреч и конференций. В 1969 г. в Кингстоне (Канада) состоялась Первая международная конференция по опасности птиц для самолетов, собравшая 250 участников из 19 стран, в том числе и из СССP.

Проблемам защиты самолетов от птиц были посвящены специальные заседания ИКАО (1966, 1968 гг.). На ежегодных заседаниях Европейского комитета и шести его рабочих групп обсуждались насущные задачи авиационной орнитологии, методы предотвращения столкновений самолетов с птицами, международное сотрудничество в этой области.

Что же достигнуто за эти годы? К чему привели объединенные усилия ученых и практиков? Прежде всего, были проанализированы все ситуации, сопутствующие столкновениям. Каждый случай изучался с разных точек зрения – биологической и авиационно-технической.

В результате анализа выявились важные закономерности. Оказалось, что число столкновений по сезонам распределяется неравномерно: оно возрастает в апреле–мае, достигает пиков в июле и сентябре, далее спадает к ноябрю и декабрю. Как объяснить такую неравномерность?

Конечно, зимой самолеты летают реже. Но дело не только в этом. Обращает на себя внимание отчетливое совпадение пиков со сроками весенних и осенних миграций (май, сентябрь) с одной стороны, массовым появлением молодняка и его летними кочевками (июль). Благодаря тому, что птиц в эти периоды становится значительно больше и ведут они очень подвижный образ жизни, вероятность столкновения их с самолетами возрастает.

Особенно она возрастает на трассах горизонтального полета, которые пересекаются мигрирующими стаями (здесь случается около 3/4 всех столкновений), и в районах аэродромов, где концентрируются и местные птицы, преимущественно молодые и мигрирующие. По статистике, около четверти всех столкновений приходится на аэродромные условия, т.е. происходят с взлетающим или садящимся самолетом.

Изучение аэродромных ситуаций важно еще и потому, что использование различных средств, предотвращающих столкновения, дает здесь больший эффект, чем в условиях горизонтального полета.

Аэродром и его окружение привлекают птиц по многим причинам. Полоса отчуждения, окружающая аэродром и недоступная посторонним посетителям, представляет птицам наилучшие условия для отдыха, кормежки и размножения. Рядом с этим своеобразным «заповедником» – взлетная полоса, где много корма – дождевые черви, грызуны, насекомые. Мусорные свалки, кучи хозяйственных отбросов, соседствующие с аэродромом, – еще один фактор, привлекающий галок, ворон, голубей и других птиц. Близость водных пространств (многие крупные аэродромы располагаются вблизи морских побережий и рек) способствует постоянным визитам чаек, уток и куликов.

В силу этих причин на аэродроме и в его окрестностях создается своеобразный аэродромный биоценоз со своими специфическими связями и отношениями, со своей экологией.

Птичье население аэродрома резко увеличивается во время миграций и после появления молодых. В эти периоды птицы представляют особую опасность для самолетов. Не только потому, что птиц становится много, но и потому, что среди них большинство составляют неопытные особи, не знакомые с аэродромными условиями и не боящиеся самолетов. Поведение таких птиц по отношению к самолету трудно предугадать.

Анализируя последствия столкновений самолетов с птицами, инженеры пришли к выводу, что тяжесть их последствий можно значительно уменьшить, внеся в конструкцию самолета некоторые изменения.

Для остекления кабины предлагается применять гнутые ориентированные органические стекла, плоские многослойные блоки на базе силикатных стекол, толстых (до 20 мм) поликарбонатных пластин. Входные каналы двигателей следует защищать сетками, лопатки компрессора изготавливать из специальных сплавов, предусматривать быстрое восстановление мощности двигателя при попадании птиц. Передние кромки крыла и хвостового оперения надо усиливать поддерживающими элементами.

Технологические способы защиты самолетов от птиц широко используются в современной авиации. На специальных стендах самолеты испытывают на «птицестойкость», обстреливая их из пневмопушек птичьими тушками массой 680 г при испытаниях двигателя и 1–1,8 кг при испытаниях остекления. В техническом паспорте самолета делается соответствующая запись. Согласно международным стандартам, продавать самолеты, не прошедшие такие испытания, не разрешается.

Технологические способы защиты самолета от птиц, несмотря на свою привлекательность, все же ограничены. Нельзя усиливать самолетные конструкции, не утяжеляя машину, защищать двигатель сетками, не лишая его мощности, тем более, что полной гарантии безопасности эти меры, так же, как и все остальные, не дают.

Поиск новых способов предотвращения тяжелых последствий при столкновениях самолетов с птицами продолжается. Вероятность таких столкновений, с одной стороны, и тяжесть их последствий, с другой, постоянно уменьшаются. Коль скоро речь идет о жизни людей и дорогостоящей технике, даже небольшие успехи имеют практическое значение.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует около пяти тысяч случаев столкновения самолётов и вертолётов с птицами во всём мире. Для предотвращения аварий при каждом аэропорте работает отряд орнитологов, который ежедневно следит за тем, чтобы птицы не мешали самолётам. The Village побывал в аэропорту Пулково и узнал, как можно использовать диско-шары для отпугивания пернатых, чем отличается лазерная пушка от газовой и почему сокол эффективнее ястреба.

ЧАСТОТА СТОЛКНОВЕНИЙ
С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ

ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
АЭРОПОРТА ПУЛКОВО

В 1983 году в штате аэропорта Пулково впервые появилась должность инженера-орнитолога. Но официально годом создания специальной орнитологической службы считается 1986-й. В этом году на помощь инженеру в аэропорт пригласили двух специалистов по хищным птицам. Сегодня в постоянном штате борьбы с пернатыми 13 человек. Это руководитель группы с говорящей фамилией Соколов, три инженера-орнитолога, мастера, проводящие дежурство на полосах, и два специалиста по хищным птицам.

ЧАСТИ САМОЛЁТА,
В КОТОРЫЕ ПОПАДАЮТ ПТИЦЫ


Главная задача орнитологической службы - сделать территорию аэропорта как можно менее привлекательной для птиц. Для этого сотрудники регулярно вырубают кустарники, осушают заболоченные участки и убирают мусор, чтобы ликвидировать места гнездования и кормёжки. Открытый водоём на территории Пулкова покрывают специальной сеткой - это единственный способ отвадить водоплавающих птиц. С наступлением весны у пулковских орнитологов прибавляется работы: количество птиц в городе и окрестностях увеличивается в связи с весенней миграцией, а значит, растёт потенциальная опасность их столкновения с самолётами при взлёте и посадке.



Водоёмы, покрытые защитной сеткой.
Водоёмы, покрытые защитной сеткой.
Водоёмы, покрытые защитной сеткой.
Водоёмы, покрытые защитной сеткой.

ОТПУГИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА

В Пулкове для отпугивания пернатых используют как новейшие технические средства, так и традиционные методы - хищных птиц.

Шумовые
(биоакустические посты, шумовые газовые пушки )
Световые
(светоотражающие шары, лазерные пушки)
Хищные птицы

ШУМ

Биоакустические посты. В аэропорту Пулково установлено по 13 биоакустических постов на каждой полосе. Пост представляет собой специальную конструкцию, способную издавать отпугивающие сигналы: для каждого вида птиц предусмотрен свой особенный звук. Установка оснащена видеокамерой с углом обзора в 360 градусов, чтобы за ситуацией на взлётных площадках можно было наблюдать с экрана ноутбука.


Биоакустический пост.
Биоакустический пост.

Шумовые газовые пушки. Такие пушки чаще всего работают в автоматическом режиме. С помощью датчиков они определяют количество пернатых вокруг и в зависимости от обстановки производит от одного выстрела в 10 минут до двух-трёх в минуту. Также пушки используются для точечных операций. Например, когда нужно прогнать из аэропорта залетевшую стаю.


Шумовая газовая пушка.
Шумовая газовая пушка.

СВЕТ

Портативные лазерные пушки. Пушки действуют по принципу лазерной указки и отпугивают птиц концентрированными пучками света. Правда, в арсенал орнитологической группы пулковского аэропорта новое оснащение поступит только в июне этого года.

Светоотражающие шары. Фактически это большие диско-шары, отражающие солнечный свет. Они воздействуют на зрение птиц, дезориентируют их и отпугивают. Всего на территории аэропорта установлено около 20 таких шаров.



Светоотражающий шар для отпугивания птиц.
Светоотражающий шар для отпугивания птиц.

ХИЩНИКИ

Для борьбы с нежелательными гостями в Пулкове используют специально обученных соколов, сапсанов и балобанов. Пролетая на большой высоте, сокол способен распугать птиц в радиусе одного-двух километров. Ястребы летают невысоко, на высоте примерно 200-300 метров, поэтому их обычно используют для разгона небольших стай. Большой проблемой для пулковских орнитологов является южная городская свалка на Волхонском шоссе, где чайки и вороны ищут корм.



Клобучок - специальный колпак, который птицам надевают на голову во время перевозки, чтобы они чувствовали себя комфортно и не нервничали.

Также в комплект специального снаряжения входит соколиная перчатка и ремешки, которыми птица на время перемещения крепится в руке, - опутенки.
Снаряжение в России не производится, поэтому приходится заказывать его за границей в основном в арабских странах.
В Пулково для отпугивания залётных птиц используют специально натренированных соколов-сапсанов и балобанов
Нервное поведение соколов объяняется тем, что в данный момент они высиживают птенцов.
Еще один обитатель орнитологической базы в Пулкове - чёрный ворон.






НЕЗДАЙМИНОВ
ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Инженер-орнитолог

«Городские свалки - это проблема не только Пулкова, но и многих других аэропортов. Так уж получается, что во многих городах они располагаются неподалёку от аэродромов. Естественно, свалки привлекают огромное количество пернатых. По утрам стаи чаек устремляются с севера на юг в сторону Волхонского шоссе, чтобы поживиться отходами. Мы совершаем точечные удары, направляя хищных птиц в конкретное место, а также выставляем дополнительные препятствия на пути чаек в виде шумовых газовых пушек и акустических установок. Наша цель - сделать всё возможное, чтобы воспрепятствовать их перелёту через территорию аэропорта. Также каждую неделю мы сами организуем профилактические выезды на свалку с газовыми пушками и хищными птицами ».