Практические рекомендации для специалистов по социальной работе и социальных работников по проведению коммуникативных модулей методическое пособие. Тестовые задания по разделу «Социальная работа как практическая и добровольческая деятельность По курсу «Те

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Перевозский строительный колледж»

Методические указания

по выполнению заданий

на практических занятиях

по МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»

Для специальности 39.02.01 Социальная работа

Составитель Дудина Светлана Александровна

г. Перевоз

2015г.

Составители: Дудина С.А.

Методические указания по организации практических занятий по МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: С.А. Дудина. – Перевоз, 2015. –16с.

Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по выполнению практических работ МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты». Предназначены для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

Рецензент: Тельнова Н.А. – преподаватель ГБПОУ «Перевозский строительный колледж»

© Перевозский строительный

колледж, 2015

Рассмотрено на заседании кафедры

Социального и правового направления

Заведующий кафедрой

_________________________ __________

Утверждено на заседании

Методического совета

Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.

Ф.И.О.

Введение…………………………………………………………………………….………..….4

Цель и задачи освоения модуля …………………………………………………….…….……5

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»……….……….…..6

Алгоритм выполнения практических заданий …..………………………………..…………8

Тема: «Составление древа понятий «Социальная защита» и «Социальное обеспечение»..11

Тема: «Осуществление организационно-управленческой деятельности»………………....11

Тема: «Сравнительный анализ организационных систем управления»……………………11

Тема: «Анализ деятельности региональной системы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения»………………………………………………………………12

Тема: «Решение практических ситуаций по теме «Государственные органы исполнительной власти в системе социальной защиты»…………………………………...12

Тема: «Анализ региональных особенностей деятельности территориальных учреждений социальной защиты населения»…………………………………………………………….....12

Тема: «Решение практических ситуаций»……………………………………………………13

Тема: «Составление профессиограммы специалистов по социальной работе, руководителей структурных подразделений учреждений социальной защиты населения»………………………………………………………………………………………13

Тема: «Составления алгоритмов оказания социальной помощи различным категориям граждан»…………………………………………..……………………………………………13

Тема: «Организация социальной работы в сельской местности»…………………………..14

    Введение

Методические указания к проведению практических занятий по МДК 04.03 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 39.02.01 Социальная работа (углубленной подготовки) .

Практические занятия проводятся с обучающимися, уже имеющими теоретическую подготовку по соответствующей теме, разделу. Основная цель организации и проведения практических занятий – формирование общих и профессиональных компетенций по основному виду деятельности . Методические указания предусматривают выполнение практических заданий обучающимися в групповой и индивидуальной форме, в процессе организации практических занятий, семинаров, тренингов и деловых игр. Результаты практических занятий являются материалом для портфолио обучающихся по профессиональному модулю и могут выносится на защиту на экзамене квалификационном.

2. Цель и задачи освоения МДК

Цель освоения МДК - освоение соответствующих компетенций по основному виду деятельности Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты .

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:

иметь практический опыт:

- осуществления организационно-управленческой деятельности в социальной сфере с учетом специфики оказываемой помощи;

уметь:

Применять различные формы, методы и технологии по осуществлению социальной работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности;

Осуществлять организацию социальной работы в различных сферах;

Осуществлять организационно-управленческую деятельность по межведомственному взаимодействию специалистов и учреждений разных систем;

Определять объем деятельности специалистов, необходимый для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;

знать:

- сущность и особенности различных сфер жизнедеятельности людей;

Особенности и содержание социальной работы в различных сферах;

Специфику деятельности специалиста, необходимой для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;

Технологию организационной деятельности специалиста;

Правовые аспекты социальной работы в различных сферах;

Содержание социальной работы в разрешении проблем клиентов в различных сферах;

Особенности организации социальной работы в различных сферах .

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения МДК

Процесс МДК направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с программой ФГОС СПО по специальности 39.02.01 Социальная работа

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.

ПК 4.2.

Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.

ПК 4.3.

Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 4.4.

Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

4. Алгоритм выполнения практических заданий

Алгоритмы выполнения практических заданий

1. Алгоритм составления «древа понятия»

Работа с понятием происходит следующим образом. К исследуемому слову из всех словарей выписываются все значения, и таким образом заполняется первый ряд «древа». Из первого ряда нужно выделить заинтересовавшие Вас значения слова, смыслы которых необходимо вновь выписать из словарей, - так выстраивается второй ряд «древа». И так до удовлетворения интереса к данному понятию.

Для построения средства самостоятельного поиска знаний, названного его автором, проф. К.Я. Вазиной, «древом понятия», необходимо определить слово для исследования. Далее следует вооружиться словарями: «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля (обязательно!), любым толковым словарем, например «Толковым словарем русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, словарем иностранных слов (если слово иноязычного происхождения), этимологическим, энциклопедическим и другими словарями, интернет-ресурсами.

Вывод:

Вывод должен включать в себя ответы на следующие вопросы:

1. Почему для исследования Вами выбрано именно это слово (определение цели исследования)?

2. Какие новые смыслы исследуемого слова получены в процессе построения «древа понятия», как они углубили, уточнили, изменили Ваше понимание слова?

3. Есть ли в «древе понятия» противоположные, на первый взгляд, взаимоисключающие определения? О чем может свидетельствовать их наличие? Каким образом их можно «соединить»?

4. Включает ли в себя «древо понятия» ценностную, мировоззренческую компоненту? способы деятельностного постижения, освоения смысла данного понятия?

5. Каково Ваше «новое» понимание значения исследуемого слова?

2.Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы

Учебно-исследовательская работа по определенной теме имеет следующую структуру:

- Обоснование актуальности темы. Этот раздел отражает ваши поиски- почему эта тема действительно интересна, каков замысел Вашего исследования, какие методы и подходы вы намерены реализовать. В этом разделе рассматривается современное положение дел по отношению к проблеме исследования, масштаб и глобальность теории вопроса, а также положение дел в практике темы.

- Содержание . Список, состоящий из введения, названия пунктов (параграфов) исследования, заключения, списка используемой литературы и приложений с указанием их положения по страницам в работе.

- Введение. Здесь отражается буквально по пунктам сама программа исследования, ставятся цель и задачи исследования, определяются методы исследования, описывается объект исследования, его новизна и практическая значимость, коротко говорится о содержании исследования.

- Пункты (параграфы) исследования. Здесь отражаются цель и задачи, методы и методики исследования средства обработки данных. Включаются сводные таблицы графики и диаграммы. Анализируются результаты, делаются выводы.

- Заключение. «Ответ введению». Краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи. Отмечаются основные выводы исследования.

- Список используемой литературы. Нумерованный перечень использованных при написании работы литературных источников по проблеме. Составляется в алфавитном порядке с обязательным указанием автора, названия работы, городом издания, названием издательства, годом издания и количеством страниц.

Ваша работа готова! Теперь остается только защитить исследование, если такое потребуется. И вы сделаете это, так как вы сами его написали, и соответственно очень знакомы с содержанием. Удачи!

3. Алгоритм решения ситуации

    На основании каких нормативно-правовых документов можно разрешить данную ситуацию

    Разыграть ситуацию (кейс)

    Разъяснить ситуацию

    Презентовать решение ситуаций.

4. Как составить схему.

1. Прочтите предложенный текст и запишите его название

2. Укажите карандашом в тексте основные разделы, из которых состоит текст и дайте им названия.

3. Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста.

4. Дополните схему примерами.

5. Как заполнить таблицу.

1. Прочтите названия оглавлений таблицы.

2. Прочтите текст учебного пособия и с помощью карандаша (либо выделения цветом в электронном варианте УЭМК), укажите в нем материалы к каждой графе.

3. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста в сокращенном виде.

5. Содержание практических заданий

Тема 3.1. Понятие государственной системы социальной защиты населения.

Практическое занятие №43 «Составление древа понятий «Социальная защита» и «Социальное обеспечение»

анализ понятий «Социальная защита» и «Социальное обеспечение»

Задание: составить древа понятия «Социальная защита» и «Социальное обеспечение»

Вид контроля: отчет

Практическое занятие №44 «Осуществление организационно-управленческой деятельности»

Цели и задачи выполнения практического задания: проанализировать организационно-управленческих аспекты деятельности в системе социальной защиты населения

Задание: учебно- исследовательская работа

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические проблемы исследования организационно-управленческой деятельности в социальной работе;

2. Исследовать характер и роль социальной политики российского государства в системе обеспечения социальной защиты

3. Показать наиболее важные стратегические направления повышения эффективности организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты.

Вид контроля: отчет

Практическое занятие №45 «Сравнительный анализ организационных систем управления»

Цели и задачи выполнения практического задания: Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы

Задание: сделайте анализ основных организационных систем управления, заполнив таблицу:

Виды организационных структур управления

Плюсы

Минусы

Линейная

Функциональная

Матричная

Вид контроля: отчет

Практическое занятие №46 «Анализ деятельности региональной системы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения»

Цели и задачи выполнения практического задания: проанализировать особенности деятельности системы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения Нижегородской области

Задание: Заполните таблицу «Анализ деятельности системы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения Нижегородской области», используя материалы с сайта Министерства социальной политики Нижегородской области:

Задачи органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации

Основные направления деятельности органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации

Функции органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации

Вид контроля: отчет

Практическое занятие №47 «Решение практических ситуаций по теме «Государственные органы исполнительной власти в системе социальной защиты»

Цели и задачи выполнения практического задания:

Задание:

Вид контроля: отчет

Практическое занятие №48 «Анализ региональных особенностей деятельности территориальных учреждений социальной защиты населения»

Цели и задачи выполнения практического задания: анализировать особенности деятельности территориальных учреждений социальной защиты

населения

Задание: Составить сравнительную таблицу:

Управления

соц.защиты районов Нижегородской области

Структура управления

Основные задачи

Управление социальной защиты Перевозского района

Управление социальной защиты района, где вы проживаете

При составления таблицы рекомендуется использовать сайт Министерства социальной политики Нижегородской области: http://www.minsocium.ru/ и сайты управлений социальной защиты районов Нижегородской области.

Вид контроля: отчет

Практическое занятие №49 «Решение практических ситуаций»

Цели и задачи выполнения практического задания:

Задание: Разрешите ситуации (Сборник ситуаций и кейсов по социальной работе)

Вид контроля: отчет

Практическое занятие №50 «Составление профессиограммы специалистов по социальной работе, руководителей структурных подразделений учреждений социальной защиты населения»

Цели и задачи выполнения практического задания:

Практическое задание : составить профессиограмму специалиста по социальной работе по следующей схеме:

    Основные цели социальной работы как профессиональной деятельности

    Основные функции

    Требования к профессиональной подготовке

    Описание процесса труда

Вид контроля: отчет

Практическое занятие №51 «Составления алгоритмов оказания социальной помощи различным категориям граждан»

Цели выполнения практического задания: выявление личностных трудностей у различных категорий граждан

З адание: Разработайте алгоритм взаимодействия с клиентами (лицами пожилого возраста и инвалидами, находящимися в трудной жизненной ситуации и д.р.), в соответствии с правилами оказания социальной помощи

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм - это последовательность команд, предназначенная исполнителю, в результате выполнения которой он должен решить поставленную задачу. Алгоритм должен описываться на формальном языке, исключающем неоднозначность толкования. Исполнитель может быть человеком или машиной. Исполнитель должен уметь выполнять все команды, составляющие алгоритм. Множество возможных команд конечно и изначально строго задано. Действия, выполняемые по этим командам, называются элементарными.

Работа осуществляется в микрогруппах

Алгоритм выполнения задания:

    Смоделируйте ситуацию

    Составьте алгоритм взаимодействия с клиентом, в соответствии с принципами взаимодействия социального работника и клиента (справочная информация)

    Защита

Вид контроля: защита

Практическое занятие №52 «Организация социальной работы в сельской местности»

Цели и задачи выполнения практического задания: проанализировать основные направления

Задание: сделайте анализ направлений социальной работы в сельской местности, заполнив таблицу:

Основные направления социальной работы в сельской местности

Технологии

социальной работы в сельской местности

Методы и формы реализации

социальной работы в сельской местности

Вид контроля: отчет

1. Основные источники: (с учетом последующих изменений и дополнений)

    Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 (ред. от 01.07.2014) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;

    ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » от 17.12.2001

    Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 г. № 40-3 «О государственном социальном обслуживании населения»;

    Василькова Т.А. Основы андрагогики [Текст]: учебное пособие/ Т.А. Василькова. – М.: КНОРУС, 2011.

    Нон-Аревян О.А. Социальное страхование [Текст]; Учебное пособие/ О.А. Нон-Аревян. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-288 с.

    Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: Учебное пособие./ Под ред. проф. П.Д. Павленок. – М., ИНФРА –М, 2011 . – 272 с. (Высшее образование)

    Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: Учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/Н.М.Платонова, М.Ю.Платонов – М.: Издательский центр «Академия», 2011, 256 с. – (Сер. Бакалавриат)

    Социальная реабилитация: Учебник./Под общей ред. Н.Ш. Валеевой. – М., ИНФРА-М, 2012 – 320 с.

    Социальная работа: Учебное пособие/ Под ред. д.п.н, проф. Н.Ф. Басова – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011, 364 с.

    Теория социальной работы: учебное пособие/ под редакцией д.ф.н., проф. Е.П.Агапова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-280 с.

    Фирсов М.В. Технологии социальной работы: Учебник для бакалавров/М.В.Фирсов, Е.Г. Студенова/ -М., Издательство Юрайт, 2012. – 557с.

    Циткилов П.Я. – М.:Учебное пособие/ П.Я. Циткилов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-280 с.

    Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]/ под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 596с. ISBN 5-94789-802-Х

2.Журналы и газеты

1. Российский медицинский журнал

2. Помощь пожилым людям и инвалидам

3. Социальная работа

4. Социальная защита

5. Надежда

3.Интернет ресурсы

1. Интернет ресурс «Информационная служба по вопросу реабилитации инвалидов». Форма доступа: http://www.rehabin.ru/

2. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: http://market-pages.ru

3. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: http://www.ref.by/refs

4. Интернет ресурс «Технологии социальной работы в различных сферах». Форма доступа: http://fictionbook.ru/

5. Интернет ресурс «Invalid.Ru" - социальный сервер для инвалидов - Законы об инвалидах» Форма доступа: http://www.invalid.ru

Вопросы для обсуждения

1. Определите основные принципы индивидуальной работы с клиентом.

2. Проиллюстрируйте на примере реализацию социальной индивидуальной работы.

3. Расскажите об основных принципах функциональной индивидуальной работы.

Практические задания

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ

Вопросы для обсуждения

1. Определите этапы динамики группы. Группа и коллектив в социальной работе.

2. На примерах раскройте содержание теории поля, теории социального обмена и теории социальных систем.

3. Определите ситуации необходимости социальной работы с группой

Практические задания

1. В «доме для престарелых» «определите» основные методы проведения работы в группе по здоровому образу жизни.

2. На примерах вышеуказанных теорий проведите работу по любой тематике в группе женщин – жертв домашнего насилия.

Литература

5. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c..

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 11. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Вопросы для обсуждения

1. Определите понятие и функции микросреды. Приведите пример микросоциума.

2. Проиллюстрируйте принципы работы в микросреде.

3. Определите основные стратегии работы в контексте различных моделей социальной работы в микросоциуме.

Практические задания

1. В качестве специалиста определите функции социальных ролей в моделях локального развития, социального планирования и социальных акций.

2. «Создайте» микросоциум в группе и в качестве специалистов определите методы работы.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.



3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

6. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 12. СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО–УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Вопросы для обсуждения

1. Проиллюстрируйте на примерах виды экономических и организационно– управленческих методов в социальной работе.

2. Определите основные ошибки при формулировке целей социального проектирования.

3. Определите основные принципы реализации экономических методов.

Практические задания

1. Создайте проект управления в системе кризисных центров для женщин. Определите основные цели и задачи.

2. Определите пути привлечения средств для реализации разработанного проекта.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011..

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и Ко, 2011.

6. Жиров М.С. и др. Профессиональная подготовка специалиста по социальной работе: компетентностный подход / рец.: В.В. Бахарв, И.М. Невлев. – Белгород: БелГУ, 2010.

7. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. – М.: Академия, 2010.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 13. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Вопросы для обсуждения

1. Определите специфику социологического подхода к технологиям социальной работы.

2. Разработайте социологическую модель клиента и социального работника.

3. Определите объективные показатели социальной защищенности населения.

Практические задания

1. Определите приоритеты «современного поколения» и разработайте модели работы с привлечением социолого–ориентированных методов.

2. Определите социологические параметры категорий семей для создания банка данных о неблагополучных семьях.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью. – М.: Академия, 2010.

7. Козырев Г.И. Социология семьи: любовь и расчет в брачно–семейных отношениях и не только… : учебное пособие для бакалавров и магистров – М.: Инфа–М. Серия: высшее образование, 2016.

8. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.

9. Бурдье П. Социология социального пространства. – СПб.: Алетейя, 2007.

10. Горшков М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социс. – 2010. – № 12.

11. Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений. Опыт экспликации // Социс. – 2011. – № 2.

12. Просвирнин А.А. Социолого - ориентированные модели в классификации теоретических моделей социальной работы: проблема научного обоснования // Информационная Мордовия (Саранск). – 2017. – №3(6). – С. 24-29.

Министерство здравоохранения Омской области

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области

«Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова»

для специалистов по социальной работе

и социальных работников

по проведению коммуникативных модулей

методическое пособие

Омск, 2008

«Утверждаю»

Главный внештатный психиатр

министерства здравоохранения

Омской области

А.А.Уткин

Аннотация

В настоящих рекомендациях излагается опыт использования на практике коммуникативных модулей в групповой работе с психически больными, организация работы, предлагаемый перечень используемых тем, опросник. Разработчик: реабилитационный комплекс БУЗОО КПБ им. Н.Н.Солодникова

Редакционная коллегия: А.А.Уткин, О.Н.Степанова, Н.И.Осатюк, А.П.Зинкина, Т.А.Драчук

Практическое руководство разработано и подготовлено для внутреннего пользования и рассчитано на специалистов по социальной работе и социальных работников

Специфика организации и проведения тренинга 4 Психосоциальный тренинг «Правила общения в социуме» 7 Коммуникативный тренинг «Преодоление барьеров общения» 14 Коммуникативный тренинг «Обучение приемам эффективного общения» 16 Коммуникативный тренинг «Позитивный настрой» 19 Коммуникативная группа «Тренинг толерантности» 24 Коммуникативная группа «Эффективное общение» 32 Коммуникативная группа «Общение с окружающими людьми» 50 Творческий модуль «Познание себя в творчестве» 55 Адаптационный тренинг «Трудоустройство людей с ограниченными возможностями» 60 Список литературы 65

Специфика организации и проведения тренинга

В самом начале данного сборника целесообразным является предоставить читателю краткий материал о специфики организации тренинговых занятий, которые лежат в основе предлагаемых модульных курсов. Данные рекомендации разработаны по материалам Л.Н. Шепелевой. Тренинги - интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач, в сочетании с усилением мотивации личности относительно совершенствования работы. Преимущества тренингов Тренинг представляет собой наиболее целенаправленное и экономически выгодное вложение в личность, поскольку в процессе тренинга отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей. В тренинге сочетаются различные формы, обучения - лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника. Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы тренинга усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях. На тренинге происходит сплочение команды, поднимается командный дух. Участники получают полный комплект материалов тренинга, что позволит им через какое-то время освежить в памяти то, чему они научились. Организационный этап тренинга Назначение:

    ориентация участников в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении; выявление и коррекция мотивации участников. Работе в группе предшествует рассказ ведущего о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены.
Также оговариваются организационные вопросы:
    продолжительность работы - 40 мин 2 раза в неделю в течение 10-12 занятий; количество участников - 8 - 10 человек; место встречи - на базе подразделения больницы.
Далее следует индивидуальная работа с каждым участником. Необходимо обсудить такие вопросы:
    Что вы ждете от тренинга? Есть ли у вас проблемы в … (далее идет перечисление проблемных вопросов, на решение которых направлен данный модуль)? Хотите ли вы заниматься в тренинговой группе? Есть ли у вас какие-либо пожелания относительно направленности работы, вопросов, которые должны нами обсуждаться?
Для выявления индивидуально-психологических особенностей возможно использование психологических методик, анкет, опросников. Подготовка помещения Помещение должно быть изолированным, чтобы работе ничто не мешало. Следует предусмотреть затемнение помещения. Участники располагаются в креслах, или стульях, поставленных в круг. Необходимо иметь свободное место для проведения психогимнастики, игр, процедур, танцев. Обязанности тренера
    Обеспечить, чтобы участники не увлекались упражнением настолько, чтобы потерять основную идею. Уметь заинтересовать участников с помощью других методов и инструкций. Создать и поддерживать соответствующую учебную атмосферу: включать игры, имитации, ролевые игры, головоломки, ситуации для анализа и другие подобные упражнения. Не стоять на месте. Тестировать все новые упражнения: что подходит одним людям, не всегда подходит другим. Резюмировать все упражнения, проводимые во время сеанса тренинга: Чтобы вернуть участников в прежнее состояние после окончания упражнения (если участникам не понравилось упражнение, они должны отвлечься от него пока продолжается тренинг); необходимо обсудить результаты упражнения: оправда-ло ли оно ожидания? повели бы вы себя так же в реальной ситуации? что бы вы делали, если бы это произошло? Быть честным и открытым с другими участниками: не скрывать планы тренинга, не уводить участников в сторону, никого не выделять, не обманывать и не использовать усилия участников в своих личных целях. Не забывать о том, что упражнения для тренингов могут принести много веселых минут обучающимся и тренеру. Создать благоприятную атмосферу для обучения.
Обязательные процедуры Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятий. Смысл этой работы в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Ведение дневников участниками группы. Выполнение участниками домашних заданий, закрепляющих учебный материал, полученный на занятии и обязательная проверка домашнего задания на следующем занятии. Правила организации взаимодействия участников модульных циклов В начале любого модульного цикла на первом занятии ведущий организует с участниками дискуссию на тему правил работы данной группы. Это необходимо для достижения нескольких целей:

    Создания комфортной атмосферы для пациентов, ощущения ими чувства защищенности, безопасности;

    Организации эффективного взаимодействия участников;

    Поддержания дисциплины поведения участников;

    Сплочения группы.

Как правило, участники группы не всегда понимают, в чем смысл данного обсуждения, поэтому ведущий подробно объясняет цели принятия правил и предлагает пациентам список всех возможных правил. Участники дискуссии выбирают подходящие для группы правила, голосуют за принятие каждого в отдельности правила. В процессе обсуждения пациенты зачастую предлагают свои оригинальные правила группы. Список возможных, наиболее часто выбираемых правил группы:

    Пунктуальность (приходить вовремя на занятия).

    Активное участие (отвечать на вопросы, выполнять все задания, высказывать своё мнение).

    Конфиденциальность (всё, что говорится на группе, не выносить за её пределы).

    Вежливое отношение (не перебивать участников группы и ведущего, говорить по очереди, не уходить от темы, уважать мнение каждого).

    Каждый участник может в любой момент выйти из группы, но он должен прийти на следующее занятие, чтобы участники могли с ним попрощаться.

    Не рассказывать за пределами группы о том, что говорят другие участники группы. О своих чувствах и своем поведении рассказывать можно.

    Говорить после того, как закончит один из участников, быть терпеливым к высказываниям других.

    Говорящий не злоупотребляет вниманием аудитории, помнит, что другие тоже хотят высказаться.

    Правило «СТОП». Оно означает, что у данного участника обсуждаемая тема, или вопрос вызывает негативные эмоции, расстраивает его, он имеет право не высказываться, не отвечать. Для этого он просто должен сказать: «Стоп».

    Участники обязаны приходить на занятия в опрятном виде, с чистыми волосами, ногтями, в ухоженной одежде.

    Ведущий группы имеет право отстранить пациента от участия в группе, если он ведет себя неадекватно, либо неуважительно относится к другим участникам.

    За грубое нарушение правил группы провинившийся участник должен понести наказание. Его группа определяет заранее. Например, опоздавший к началу занятия должен угостить всех конфетой, а часто перебивающий других – молчать в течение 15 минут во время занятия. Наказаний может быть много, но они не должны унижать достоинство пациентов, могут быть в шуточной, но не обидной форме.

Сущность коммуникативных тренингов (тренингов эффективного общения) Коммуникативные тренинги ориентированы на то, чтобы научиться общаться, легко вступать в контакт с людьми и, самое главное, перестать бояться незнакомых людей. Цели коммуникативных тренингов:
    Формирование навыков эффективного общения с использованием вербальных и невербальных компонентов. Формирование группового взаимодействия, координация совместных действий, взаимного доверия. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников. Фиксация сознания на позитивном, увеличение числа положительных эмоций. Формирование толерантной культуры личности.
Данные тренинги адаптированы в проведённых переходных группах для пациентов в разных отделениях больницы.

Психосоциальный тренинг «Правила общения в социуме»

Ведущий: специалист по социальной работе, либо социальный работник. Участники: пациенты психиатрической больницы. Возраст: не имеет значения. Количество занятий: 10. Частота занятий: 2 раза в неделю. Цель тренинга: обучение правилам поведения в социуме. Занятия 1.- 2. «Взаимоотношения с соседями. Конфликтные отношения с соседями.» 1. Приветствие. Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказывать о себе под другим именем. Начнем». 2. Принятие правил группы. 3. Основная часть. Затем на группе рассматриваются следующие вопросы для обсуждения:

    кто такие соседи? каких правил на ваш взгляд нужно придерживаться при встрече, разговоре с соседями? какие у вас отношения с соседями? возникают ли конфликтные отношения с соседями? если да, то почему? какие причины влияют на возникновение конфликтов? как можно их избежать?
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, лицами или группами. Пять шагов к разрешению конфликта: 1. Четко уясните с соседями, какие вопросы оказались в центре конфликта. 2. Исследуйте наиболее вероятную причину конфликта. 3. Попросите каждую из сторон встать на позицию другой стороны. 4. Ищите соглашений и компромиссов с соседями, которые могут продвинуть конфликт к разрешению. Выход из конфликта. Как лучше это сделать: 1. Разрешение конфликта, т.е. поиск такого решения, которое устроило бы вашу сторону и сторону соседа, и сняло внутренне напряжение. 2. Сохраните своё достоинство так, чтобы потом не было стыдно или неловко или не возникло ощущения, что вёл некрасиво перед соседями. 3. Продолжите отношения с соседями. Ведь вы не желаете превратить его в своего врага. Кодекс поведения в конфликте: 1. Дайте соседу «выпустить пар». Если он раздражен или агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутренне напряжение. Пока это не получится, договориться с ним трудно или не возможно. 2. Потребуйте от соседа спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. 3. Сбивайте агрессию неожиданными приёмами. Например, попросите доверительно у конфликтующего соседа совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом, и было очень приятным. Сделайте комплимент («В гневе вы ёщё красивее… Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал…»). 4. Не давайте соседу отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы - грубый человек», лучше звучит: «Я огорчен тем, как вы со мной разговариваете». 5. Попросите соседа сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема – это то, что нужно решать. 6. Предложите соседу высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. 7. В любом случае дайте соседу «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Не затрагивайте личность соседа. 8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий. 9. Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных». Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности. 10. Не бойтесь извиняться перед соседом, если чувствуете свою вину. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности. 11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не докажет, даже силой. 12. Замолчите первым. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить её. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла – с кем ссориться? 13. Не характеризуйте состояние соседа. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера. 14. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. 15. Говорите, когда сосед остыл. 16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения с соседом. 11 табу в конфликтной ситуации: НЕЛЬЗЯ: 1. Критически оценивать соседа. 2. Приписывать соседу низменные или плохие намерения. 3. Демонстрировать знаки превосходства. 4. Обвинять и приписывать ответственность только соседу. 5. Игнорировать интересы соседа. 6. Видеть все только со своей позиции. 7. Уменьшать заслуги соседа и его вклад. 8. Преувеличивать свои заслуги. 9. Раздражаться, кричать, нападать. 10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места соседа. 11. Обрушивать на соседа множество претензий. Закрепительная часть занятия: подведение итогов. 5. Прощание с группой. Попрощайтесь так, как будто видите человека в последний раз. Занятие 3.Тема: «Конфликт в семье». Цель: предупреждение конфликтов в семье, понять характер своих эмоциональных проблем в конфликтной ситуации. 1. Приветственная часть. Игра имя-комплимент (Участники становятся в круг, по очереди называют своё имя и делают себе комплимент на эту же букву (Наташа-нежная), каждый должен перечислить ране названные имена и добавлять своё). 2. Основная часть. Упражнение «Ассоциации» Тема сегодняшнего занятия конфликт, это слово вызывает определенные чувства, ваши ассоциации со словом конфликт (все высказываются по кругу). Упражнение «Скульптура» Участники делятся по три человека в группе. Выбирают скульптора. Его задача построить скульптурную группу-конфликт и занять свое место в ней. После идёт рефлексия: описание ощущений в ходе выполнения упражнений. Упражнение «Ситуация» Каждый участник получает карточку на которой написана ситуация из жизни семьи. Участники должны найти решение семейной проблемы: 1. Мама просит вас третий день навести порядок дома, в конце концов она срывается на вас и кричит. Ваши действия? 2. Вы вдвоём смотрите фильм по телевизору, и вдруг ваш брат (сестра, мама, папа и. т. д.) хотят посмотреть новости. Ваши действия? 3. Муж зарабатывает меньше жены, ему это не нравится, он хочет, чтобы жена уволилась с работы и стала сидеть дома или ушла на менее оплачиваемую работу. Как вы поступите в этой ситуации? 4. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция. 5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция. 6. Если на улице или в общественном транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите в этой ситуации? 7. Вам не повезло в лотерее. Какие чувства у вас это вызовет? Разминка: способ успокоится и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и.т.д. Начнем. По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал, и просит, если не трудно рассказать о том, какие ситуации вспомнились. Данное упражнение способствует не только усвоению простых навыков саморегуляции, созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто, и полно выражать свои чувства. 3. Заключительный этап. Закрепление положительных эмоций. Участники образуют круг, каждый высказывает советы по избежанию конфликта: отвлечь внимание на другой предмет, делать глубокие вдохи, разговаривать с человеком спокойно, вежливо, сосчитать до десяти, затем начинать разрешать ситуацию, но ни в коем случае не нужно кричать. Занятие 4. «Взаимоотношения с родственниками». 1. Приветственная часть. 2. Основная часть. Материалы: бумага, набор цветных карандашей. Ведущий просит нарисовать трех самых значимых для них людей. Это должны быть не друзья, товарищи, а близкие, родственники, те, кто значит для него больше, чем все остальные, кто для него дороже всех. Ведущий тоже выполняет рисунок. После того, как рисунки выполнены, ведущий просит участников группы по очереди показывать свои рисунки, рассказывая при этом об изображаемых людях: кто они, чем значимы для участника, чем догори; также ли они близки ему сейчас, если речь идёт о прошлом; хотели бы они что-нибудь, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть не выраженные чувства благодарности) Если кому – то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать технику «пустого стула». 3. Прощание с группой. Занятие 5.«Взаимоотношения мужа и жены». 1. Приветственная часть. Представьте, что у вас есть муж или жена, как бы вы с ними здоровались при встрече? 2.Основная часть. Может быть, вы, может ваши друзья, а также родители и родственники состоят в браке. Как вы думаете, что такое семья? что такое брак? Какие отношения должны быть между мужем и женой? Что входит в обязанности мужа? Что входит в обязанности жены? Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Брак – это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Отношения должны быть чистыми
    доверительными также должно присутствовать взаимоуважение взаимопонимание помощь физическая, моральная.
Обязанности мужа: Содержать семью, т.е. зарабатывать деньги, приносить их в дом, одевать, кормить жену и детей. Выполнять необходимые занятия по дому (быть слесарем, сантехником, должен уметь вбить гвоздь). А также в трудную минуту должен быть не только мужем, но и другом, помогать в воспитание детей и.т.д. Обязанности жены: В обязанности жены входит приготовление пищи, стирка, уборка квартиры, глаженья белья. Воспитание своего чада, а также быть для мужа верной спутницей на всё жизнь. Обыграйте ситуацию: Муж приходит с работы за полночь, дома жена после рабочего дня, которая и приготовила, и постирала, и навела дома порядок, а также маленькие дети, которые проказничают и не хотят ложиться спать. 3. Процедура прощания (каждый участник группы должен попрощаться так, как бы он хотел, чтобы с ним прощались муж или жена). Занятие 6. «Взаимоотношения с друзьями». 1. Приветственная часть. Разминка. Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляться с помощью простых приёмов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека 2. Основная часть. Каждый участник группы по очереди рассказывает свою жизненную ситуацию о друге. Как давно они знакомы? как познакомились? как развивались их дружеские отношения? возникали ли проблемные ситуации? ели да, то какие причины способствовали этому? какие качества вы цените в своем друге (подруге)? возникали ли какие-нибудь ситуации, после которых вы ещё больше убеждались в том, что этот человек надёжный друг? 3. Заключительный этап и процедура прощания. Каждому участнику предлагается следующая ситуация: если бы сейчас ваш друг (подруга) присутствовали на нашем занятие, чтобы вы им хотели сказать? Все высказываются по кругу.

Тема 1. Технологизация социальной работы

(практическое занятие – 4 часа)

Вопросы для обсуждения:

    Объективные предпосылки технологизации социального пространства и причины технологизации социальной деятельности.

    В чем заключается специфика социальных технологий? Сущность и виды социальных технологий.

    Понятие «технология социальной работы»: сущность, содержание, принципы. Каковы особенности технологий социальной работы?

    Основное назначение социальных технологий.

    Принципы и основания для классификаций социальных технологий и технологий социальной работы.

    Характеристика подходов к классификациям социальных технологий и технологий социальной работы (Сравнить различные подходы).

Практические задания .

2. Составьте таблицу различных типов социальных технологий.

Сообщение:

На примере одной из стран охарактеризовать технологии социальной работы. При характеристике раскрыть вопросы:

Факторы, влияющие на развитие практики социальной работы;

Формы и методы социальной работы с различными группами населения. {Страна – по выбору: Германия, Великобритания, Дания, США, Швеция и др.).

Основные понятия темы: макротехнологии социальной работы, мезотехнологии социальной работы, микротехнологии социальной работы, социальные технологии, технология, технология социальной работы, трудная жизненная ситуация, человеческие ресурсы.

Литература:

    Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2006. – С. 185-198.

    Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н. проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. И. Сорвина. – М. : ИНФРА-М, 2004. – Глава VII.

    Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Главы I, III.

    Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П. Д. Павленка. – М. : Дашков и К, 2007. – С. 11-16.

    Фирсов, М. В. Технология социальной работы: Учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов – Изд. 2-е. – М. : Академический Проект, 2009. – Темы 2, 3.

    Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2008 – С. 459-474.

Тема 2. Технологический процесс в социальной работе

(практическое занятие – 2 часа)

Вопросы для обсуждения:

    Технология социальной работы как процесс. Принципы решения проблем в социальной работе.

    Аспекты технологизации в социальной работе.

    Структура технологического процесса.

    Процедурные этапы технологического процесса.

    Технологичность и творчество в социальной работе.

Практическое задание:

1. Составьте словарь основных понятий темы.

2. Изучите схемы когнитивной, структурной, функциональной и ресурсной моделей технологии социальной работы. Проанализируйте их, определите общее, особенное, единичное. [См.: Фирсов М.В. Технология социальной работы. Схема 2 (с. 80), схема 3 (с. 87), схема 4 (с. 93), схема 5(с. 99)].

Основные понятия темы: алгоритм, инструментарий, методика социальной работы, методы вмешательства, методы социальной работы, методы экспертного оценивания, операция, социальная проблема, социальное противоречие.

Литература:

    Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 7-е изд., доп. – М. : Дашков и К°, 2007. – 476 с.

    Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.

    Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 202. – 240 с.

    Фирсов, М. В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. – М. : Академический Проект, 2009. – Темы 4.

    Холостова, Е. И. Социальная работа: учеб. Пособие / Е. И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2008. – С. 466-474.

1. Какое понятие подходит под определение «Состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно»?

а) анархия;

б) стагнация;

в) аномия.

2.Какие компоненты согласно распространенной в России точки зрения соединяет в себе социальная работа (укажите все верные ответы):

а) учебную дисциплину;

б) структуру;

г) вид практической деятельности;

3.Вставьте пропущенные слова.

По убеждению российских специалистов в узком смысле слова социальная работа – это…., которая помогает людям либо организациям ….трудности (личные, социальные и ситуативные), но не только, а также преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции, ….. В широком смысле социальная работа может быть определена как …. деятельности, направленный на решение социальных проблем …., слоев и групп, а также на создание условий, благоприятствующих …. или улучшению способности людей к …. функционированию.

а) реабилитации;

б) осознать;

в) восстановлению;

г) деятельность;

д) социальному;

е) индивидов;

4. К разряду психолого-педагогических принципов социальной работы обносят:

а) гуманизм, справедливость, альтруизм;

б) историзм, социальную обусловленность, социальную значимость;

в) модальность, эмпатия, аттракция, доверие.

5. Укажите соответствие.

а) принципы социальной работы как науки;

б) принципы социальной работы как практической деятельности.

    детерминизм;

    отражение;

    социальной справедливости;

4) демократизма;

    развития;

6)конфиденциальности.

6. Особый способ понимания чувств другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоционального состояния, в проникновении в его сопереживание, определяется как _________________.

7. Наделение социальных работников фасилитирующей функцией необходимо для реализации принципа:

а) демократизма;

б) самопомощи;

в) конфиденциальности;

г) социальной справедливости.

8. Среди перечисленных функций выделите ту, которая не относится к функциям государства как субъекта социальной работы:

а) социальное сопровождение клиента;

б) возрождение частной благотворительности;

в) социальная защита населения.

9. «Кейс-стади» означает буквально:

а) метод определения степени удовлетворенности клиента;

б) метод поощрения;

в) метод изучения случая.

10. Какой из ниже перечисленных принципов не относиться к принципам социальной политики?

а) принцип социальной справедливости;

б) принцип социального партнерства;

в) принцип конфиденциальности;

г) принцип индивидуальной социальной ответственности.

11 .В деятельности специалиста по социальной работе сбор средств на нужды клиента является разновидностью:

а) посреднической помощи;

б) материальной помощи;

в) верны ответы А и Б;

г) нет верного ответа.

12. Для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников объединения, может быть создана такая организационно-правовая форма общественных объединений, как:

а) общественное движение;

б) общественная организация;

в) орган общественной самодеятельности;

г) общественное учреждение.

13. Образовательная помощь специалиста по социальной работе отличается от образовательной деятельности педагога тем, что:

а) определяется не образовательными стандартами, а трудной жизненной ситуацией клиента;

б) осуществляется не в образовательном, а в реабилитационном учреждении;

в) используются другие формы обучения;

г) используются другие методы обучения.

14. Выражением активной политики занятости является такая форма помощи, как:

а) оказание информационно-посреднических услуг;

б) выплата пособий по безработице;

в) переобучение безработных граждан;

г) все ответы верны.

15. По каким вопросам предоставляется консультативная помощь в учреждениях социального обслуживания?

а) социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности;

б) психолого-педагогической помощи;

в) социально-правовой защиты;

г) по всем вышеперечисленным.

16. На каких принципах основывается социальное обслуживание в РФ:

1) адресность, 2) доступность, 3) добровольность, 4) гуманность, 5)приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 6) конфиденциальность, 7) профилактическая направленность; 8)безвозмездность:

а) кроме (3) и (5);

б) пункты (1), (2),(3), (4), (5), (6), (7);

в) пункты (1),(2), (4), (6), (7), (8);

г) пункты (2), (3), (4), (5).

17. Что такое аномия?

а) состояние пьяного человека;

б) состояние общества, когда большая часть его членов негативно или нейтрально относится к существующим ценностям и нормам;

в) состояние ослабленных беременных женщин;

г) состояние инвалидов.

18. Кто впервые основал профессиональную школу социального обучения во Франции:

а) Мери Ричмонд;

б) Жаннет Шверин;

в) Алиса Соломон;

г) Мария Гахери.

19 .Виды помощи, которые оказывает социальный педагог:

а) посредническая

б) материальная

в) психологическая

г) образовательная

д) нет верного ответа

20. Виды помощи, которые оказывает специалист по социальной рабте:

а) посредническая

б) материальная

в) психологическая

г) образовательная

д) нет верного ответа

21. Виды помощи, которые оказывает учитель :

а) посредническая

б) материальная

в) психологическая

г) образовательная

д) нет верного ответа.

22. Применение такой формы работы как патронаж клиента способствует реализации принципа:

а) адресного подхода;

б) доступности;

в) всех перечисленных.

23. Один из признаков бытовой дезадаптации человека – это: а) неспособность к самообслуживанию; б) отклонения в поведении; в) отсутствие жилья.

24. Благотворительность означает оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения

а) в широком смысле;

б) в узком смысле

25.Функцией социальной работы является:

а) диагностическая;

б) профессионально – подготовительная;

в) медицинская; г) экономическое прогнозирование

26. Критерием гуманизма в настоящее время признается:

а) благо, ценность человека как личности;

б) сочетание нравственности и культуры;

в) абсолютная свобода;

г) наличие гуманитарного образования

27. Способность к переживанию, сопереживанию другому человеку называется:

а) наблюдательность;

б) проницательность;

в) эмпатийность;

г) внимательность

28. Система действий, направленная на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности называется:

а) социальная реадаптация;

б) ресоциализация;

в) социальная реабилитация;

г) реорганизация

29. Устранение причин, условий, факторов, вызывающих социально – неблагоприятные отклонения – это:

а) реабилитация;

б) социальная профилактика;

в) социальная коррекция;

г) социальная защита

30. Работа с конкретными отклонениями, направленная на человека - это:

а) социальная профилактика;

б) социальная реабилитация;

в)социальная коррекция;

г)идентифкация

31. Термин «толерантность» означает:

а) неприязнь;

б) терпимость;

в) стабильность;

г) исключительность

32. К социально – экономическим методам социальной работы относятся:

а) установление льгот, единовременных пособий;

б) регламентирование;

в) информирование;

г) наказание

33. К организационно – распорядительным методам социальной работы относятся:

а) нормирование;

б) информирование;

в) поощрение;

г) приказ

34. К психолого – педагогическим методам социальной работы относятся:

а)метод критики и самокритики;

б)метод наблюдения;

в)инструктирование

35. Социальная реабилитация:

а) система мероприятий, направленная на восстановление и компенсацию нарушенных функций статуса человека;

б) деятельно по социально – экономической поддержке;

в) форма социальной защиты населения, направленная на поддержание достойных условий жизнеобеспечения;

г) защита от социальных рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства;

36. Методы, используемые в практической социальной работе:

а) методы анализа и синтеза;

б) методы научной абстракции;

в) методы индукции и дедукции;

г) социально – экономические

37. Социально – экономические методы, используемые в практике социальной работы:

а) введение системы минимальных социально – экономических гарантий;

б)нормирование;

в)инструктирование;

г)моделирование

38. Что представляет собой социальная работа на макроуровне :

а) совокупность мер по улучшению среды обитания людей;

б) разработка правил, норм поведения;

в) формирование государственной социальной политики;

г) на макроуровне социальная работа не используется.

39 . Каковы признаки трудной жизненной ситуации :

а) отсутствие средств к существованию;

б) нарушены возможности нормального социального функциони-

рования клиента;

в) социальные субъекты не могут сами справиться с ситуацией;

г) клиенты испытывают нужду в сторонней поддержке

40 . Какие проблемы жизнедеятельности человека обусловливают необходимость социальной работы :

а) состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы;

б) нехватка времени и средств для организации своего досуга;

в) старость;

г) девиантное поведение

41. Что означает адресная социальная помощь :

а) оказание социальной помощи на дому (по адресам);

б) оказание стационарной помощи (по определенному адресу);

в) помощь индивиду или группе индивидов, имеющих аналогичные проблемы;

г) выделение определенных средств конкретному лицу.

42. Как понимается принцип клиентоцентризма :

а) полная сосредоточенность на проблемах конкретного клиента;

б) признание приоритета прав клиента во всех случаях, которые

не противоречат интересам других и не нарушают их прав;

в) комплексная социальная помощь;

г) сосредоточение всех ресурсов на решении одной проблемы

43. Что подразумевает социальная адаптация как технология социальной работы :

а) помощь человеку с целью его интеграции в общество;

б) установление для человека границ допустимого поведения;

в) защита и восстановление прав человека;

г) оказание социально-медицинских услуг

44. Социальная реабилитация как вид социальной помощи подразумевает :

а) восстановление физических возможностей клиента;

б) восстановление психических возможностей клиента;

в) восстановление социальных возможностей клиента;

г) восполнение утраченных экономических ресурсов клиента

45. Общая классификация уровней социальной работы включает :

а) индивидуальный уровень;

б) уровень трудового коллектива;

в) групповой уровень;

г) социетальный уровень

46. На индивидуальном уровне социальная помощь оказывается , на -

пример , в случаях :

а) если человек стал жертвой насилия;

б) потери трудоспособности (инвалидизации);

в) отчуждения;

г) потери работы.

47. По какому признаку проводится социальная работа на групповом

уровне :

а) при наличии аналогичной или общей проблемы у членов группы;

б) при условии, что члены группы сами не могут решить проблему;

в) в случае угрозы физическому или психическому здоровью од-

ному из членов группы;

г) в случае согласия всех членов группы на получение социальной помощи.

48. Ситуации каких социальных групп чаще всего требуют вмешательства социального работника :

б) молодежные общественные организации и движения;

в) уличная или дворовая подростковая тусовка;

г) группы сверстников в школах (классы в школе)

49. Методы социальной работы классифицируются :

а) по направлениям и формам социальной работы;

б) по времени воздействия на ситуацию;

в) по объектам социальной работы;

г) по субъектам социальной работы

95. По объектам социальной работы выделяют методы :

а) работы в коллективе;

б) индивидуальной работы;

в) социальной работы с группой;

г) социальной работы в сообществе (общине).

50. Метод индивидуальной работы включает :

а) планирование помощи;

б) проведение реабилитации;

в) социальную терапию;

г) постановку диагноза

51. К групповым методам социальной работы относят :

а) рефлексотерапию;

б) референтометрию;

в) социометрию;

г) групповую дискуссию

52. В перечень методов социальной работы в сообществе (общине )

включают :

а) социальную диагностику;

б) развитие системы территориального управления;

в) социальное прогнозирование;

г) модификацию социального поведения.

53. Использование методов исследования жизненного пути предполагает :

а) изучение индивидуального развития от рождения до смерти;

б) уделение особого внимания критическим периодам в жизни;

в) анализ жизненных кризисов;

г) лонгитюдные исследования