Примитивный гончарный круг был изобретен в. Гончарные круги своими руками. Гончарный круг для детей

Гончарное искусство берет истоки из глубокой древности. Но появление гончарного круга произвело революцию в деле работы с глиной. Ученые предполагают, это была первая машина, изобретенная людьми. Она оказала огромное влияние на развитие цивилизации.

Случилось это изобретение в Древней Месопотамии в 4 тысячелетии до нашей эры. Примерно в это же время появились ручные гончарные круги в Ираке и Индии. На тысячу лет позже первых египетских образцов появился ручной гончарный круг в Китае и Древней Греции. В Россию же изобретение пришло только в Средневековье.

Гончарный круг - неизменный свидетель столетий

С тех пор вот уже несколько тысячелетий конструкция и форма круга не изменяется. Вдумайтесь в эти цифры. Несколько тысячелетий… Увидите гончарный круг, знайте - перед вами настоящая машина времени. Ведь каждый гончар нашего времени сев за круг, испытает те же ощущения, которые чувствовали мастера по керамике времен Эллады. Поскольку основные компоненты процесса изготовления глиняной посуды как и в те далекие века остались неизменными: нужна глина, гончарный круг и специальные навыки мастера.

С появлением механизма у мастеров появилась возможность делать более тонкие и изящные вещи из глины за короткое время. И одновременно с этим, гончарный круг передал дело работы с глиной из женских хрупких рук в сильные мужские. Потому что для вращения диска нужна недюжинная сила.

Ручной гончарный круг - первый образец модели

В основе конструкции круга диск, насаженный на ось. До наших времен в некоторых Африканских племенах пользуются таким вариантом первых ручных гончарных кругов. Диск устанавливали на скамейке, гончар садился на нее верхом и начинал или сам, или при помощи помощника вращать круг. Делать это было нелегко, поэтому как тягловую силу чуть позже подключили ослов и быков.

Ножной круг и электрический привод - следующие ступени эволюции круга

Позднее появилась более удобная модель гончарного круга - ножная. Теперь, когда руки освободились от вращения, мастера могли делать глиняные изделия в разы изящнее и качественнее. В настоящее время функцию вращателя выполняет электрический двигатель. Он дает возможность отрегулировать скорость вращения диска и защищает материал от разбрызгивания. Поэтому мастера, работая на нем, изготавливают красивые и оригинальные изделия из глины, вкладывая в творения частичку души.

Сейчас при помощи гончарного круга делают посуду, строительные материалы, декоративные изделия, сувениры и украшения. В нашем интернет-магазине можно купить глиняную посуду для ресторанов в Москве, а также эко-изделия из глины, выполненные в лучших традициях гончарного искусства. Добро пожаловать!

Ножной гончарный круг

Гончарный круг - устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса , расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута , как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины . Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. В различных странах гончарный круг использовался в разное время:

  • Месопотамия , Древний Египет , Индия - 4-2-е тыс. до н. э.;
  • Иран , Средняя Азия , Греция , Китай - 2-е тыс. до н. э.;
  • Западная Европа - Гальштатская и Латенские культуры I тыс. до н. э.
  • Восточная Европа - Пшеворская (II век до н. э.) и Черняховская культура (III век). Однако с приходом славян Пражской культуры гончарный круг забывается и появляется вновь лишь в VIII веке (Лука-Райковецкая культура)
  • В Америке гончарный круг не был известен до появления европейцев (см. индейская керамика).

В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.

История развития гончарных кругов

Ручной гончарный круг

Сложно сказать, как именно появился на свет прообраз этого круга. Конструктивно он представлял маховик, закреплённый на короткой оси, и вращался при помощи рук. Так как формовка изделия идет за счёт рук, то применялись массивные планшайбы-маховики, которые длительное время обеспечивали устойчивое вращение. В более развитом варианте для вращения планшайбы использовался труд помощника (или рабов). В России начинающие гончары иногда использовали прямой аналог этого древнего круга - лепили на круге «Здоровье» (два штампованных стальных диска, соединённых короткой осью, а между ними, в канавках - стальные шарики).

Ножной механический круг

Развитием ручного привода послужило разделение и разнесение по высоте планшайбы и маховика, что позволило опустить маховик столь низко, что его стало удобно раскручивать при помощи ног. В различных вариантах такой круг применяется и в наши дни. Конструктивно они выполнялись из дерева, в качестве смазки для вращающихся частей использовался дёготь.

Гончарные круги с электроприводом

По типу передачи:

  • с фрикционным электроприводом.

Пропуская эпоху использования животных в качестве привода и появление первых паровых двигателей, перенесемся в эпоху электропривода. Взяв за основу ножной механический круг, кто-то подручными средствами приспособил к нему электромотор. Мотор был закреплён не жёстко, на его вал был надет резиновый ролик. При нажатии на педаль, мотор поворачивался, и резинка мотора начинала постепенно раскручивать маховик. Удерживая или отпуская педаль, можно добиться заданной скорости вращения. Аналогичная конструкция привода использовалась в первых автомобилях Г.Форда. Для подтормаживания тяжёлого маховика был введён новый элемент - ножной тормоз. Преимущество подобных кругов - их высокая надёжность и низкая стоимость. Недостатками же являются возникновение больших напряжений в фрикционных роликах при передаче большого крутящего момента, вследствие чего необходимо либо применять громоздкую систему с жидкостной передачей, либо ролики при сухом трении будут относительно быстро изнашиваться. Также сложности возникают при регулировке оборотов - поддержание заданных оборотов в данной схеме возможно только с применением дорогостоящих частотных регуляторов. Разновидностью фрикционного привода является привод с так называемым обкатным роликом (аналогично приводу грампластинки в электропроигрывателях 70..80-х годов).

  • с редуктором и(или) ременной передачей.

В качестве электропривода используется высокооборотный коллекторный мотор постоянного или переменного тока с электронной схемой регулировки оборотов. На выходном валу двигателя монтируется компактный планетарный редуктор, от которого в свою очередь приводится во вращение и сама планшайба. Ременная передача является связующим звеном между планшайбой и редуктором. При достаточных габаритах круга необходимый передаточный момент обеспечивается только ременной передачей. Преимущества такой схемы - простота управления коллекторным двигателем, пониженный вес конструкции по сравнению с фрикционной передачей. Недостатком является износ щеток в коллекторном узле двигателя (хотя ресурс щеток в современных двигателях достигает до 10 лет) и повышенный уровень шума узла мотор-редуктор (если он применяется в данной схеме).

  • прямой привод.

Развитие электронной силовой техники и микропроцессоров позволили сделать доступными по цене бесколлекторные двигатели на постоянных магнитах. Главной особенностью гончарного круга с таким приводом является отсутствие какого-либо передаточного/промежуточного устройства между мотором и планшайбой. Т.е планшайба сидит на одной оси с ротором бесколлекторного двигателя. Такая возможность обеспечивается вследствие высокого крутящего момента двигателя. Это дает максимально простую конструкцию самого гончарного круга, снижение его веса и габаритов, обеспечение пониженного уровня шума, получение любой фиксированной скорости вращения планшайбы. В двигателе нет изнашивающихся частей, как например, в коллекторных э/двигателях. Для обеспечения максимальной электробезопасности круг питается от сетевого трансформаторного блока питания постоянный тока (выходное напряжение 36В.). В полевых условиях, или при отсутствии сетевого напряжения, круг может питаться от соединённых последовательно трёх автомобильных аккумуляторов . При этом время непрерывной работы может составить до 8 часов. В современных электрических гончарных кругах скорость вращения плавно регулируется, обычно в пределах от 0 до 200 оборотов в минуту - для начинающих, и от 0 до 400 оборотов в минуту - для профессионалов, когда необходима высокая скорость формовки. Кроме того, можно изменять направление вращения планшайбы: для правшей - против часовой стрелки, для левшей - по часовой стреле.

Формовка на циновке

Усовершенствование ленточной техники привело к формовке горшка на маленьком куске тростниковой циновки или изогнутом черепке (фрагменте разбитого сосуда). Циновка или черепок служили в качестве базы во время выстраивания горшка и как удобная ось вращения, благодаря чему сосуд легко поворачивался в руках гончара. Это вращение вручную давало гончару возможность непрерывно выглаживать горшок и симметрично выравнивать форму в процессе ее построения. У некоторых первобытных народов, таких, например, как американские индейцы, не создано ничего более прогрессивного, чем такая техника, и вся их керамика изготавливалась этим методом.

Важным шагом в развитии гончарного производства стало освоение приема вращения. В этом случае мастер прилеплял к готовому днищу кусочек глины и, вращая днище левой рукой, правой обводил кусочком по спирали, постепенно вылепляя грани горшка. При этом способе изделие выходило более ровным.

Позже для удобства работы под заготовку стали подкладывать деревянный диск. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Процесс лепки значительно упростится, если заставить этот диск вращаться вместе с заготовкой - так был изобретен простейший ручной гончарный круг . Вскоре он приметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более правильную форму. Но легкая подставка довольно быстро останавливалась после раскручивания, и, чтобы увеличить инерцию вращения, ее стали делать более массивной - из твердой древесины, обожженной глины и камня. Использовался, начиная с 3500 г. до н.э. в Месопотамии, позволял изготавливать сосуды намного быстрее и ровнее. Считается, что изобретатель круга жил в Вавилоне в 4 тысячелетии до новой эры. Затем гончарный круг появился в Египте, Индии и Греции. В Европе он стал известен в 500-е годы до новой эры.

Предок современного гончарного круга состоял из деревянного или каменного диска, закреплявшегося горизонтально на вкопанном в землю стержне. Для того чтобы стержень не шатался и удерживал вертикальное положение, между ним и кругом помещали неподвижную деревянную доску с отверстием посередине. Получалось хорошо прилаженное устройство. Одной рукой, левой, мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой правой начинал лепку. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготовленные жгуты. Это несложное приспособление произвело настоящий переворот в гончарном деле, подняв его до уровня искусства. Благодаря ему работа заметно ускорилась и улучшилась.

При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.



В Греции обычно колесо вращал ученик гончара, регулируя скорость по команде мастера. Большой размер и вес колеса обеспечивали достаточно длительный период его вращения после запуска. Наличие помощника, вращающего колесо, позволяло гончару использовать обе руки в формовке вазы и уделять этому процессу все свое внимание.

Гончарный круг появился относительно поздно - в энеолите (переходном периоде от каменного века к бронзовому). Первые, не очень совершенные круги использовали в 4 тысячелетии до н. э. в Месопотамии (город Урук). Одним из первых был Шумер в Южной Месопотамии, где гончарный круг стали применять в 3250 до н.э. В Египте он использовался уже в 2800 до н.э., а в Трое выполненная на гончарном круге керамика была обнаружена в слое Троя II, ок. 2500 до н.э.

Вначале гончарный круг был неподвижен и лишь потом стал вращающимся.

Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга. Он появился гораздо позже и во многих местах вытеснил ручной. Вошел в употребление во 2-м тысячелетии до н.э. (3 тыс до н.э.). Применение которого резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий - позволило изготовлять посуду с более тонкими стенками. С появлением гончарного круга и усовершенствованием печи этой работой стал заниматься специалист, профессиональный гончар. Несомненно, что в результате изобретения гончарного круга производство керамики стало мужским ремеслом, поскольку применение механизма обычно считалось не женской работой. Гончарным делом стали заниматься мужчины. Главные его преимущества заключались в том, что он позволил в несколько раз увеличить скорость вращения и освободил мастеру для работы обе руки.

Основные отличия ножного круга:

Веретено (ось вращения) было удлинено.

Вращающийся диск был жестко соединен с ним. Для укрепления веретена служили две доски. Нижняя была основой всего устройства (в ней было вырезано углубление, куда вставлялся конец веретена). Верхняя доска со сквозным отверстием поддерживала веретено в вертикальном положении.

К нижней части веретена было жестко присоединено ножное колесо.

Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку. Гончар садился к кругу и брал кусок глины нужной величины. Сжимая этот кусок ладонями и перебрасывая его с руки на руку, он придавал ему форму шара, а затем с силой бил им по центру верхнего диска.

Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и приводил его в плавное движение. Благодаря тому, что нижнее колесо было тяжелее и больше диаметром, чем рабочее верхнее, оно выполняло роль маховика: сохраняло вращение некоторое время и после того, как нога с него была снята . Это дало возможность изготавливать более сложные по форме тонкостенные сосуды. Причем время их изготовления значительно сократилось.

На гончарном круге делали все, что только было можно: дымоходные и водопроводные трубы, светильники и даже скворечники. Но основной продукцией, сходившей с гончарного круга, была все же посуда: печные горшки, котлы, крынки, квашни, сковородки, судки, миски, чашки, масленки, солонки, кувшины, кружки и многое другое.

Посуда, сделанная на гончарном круге, появляется в различных местах в разное время, но только там, где уже выделились ремесленники.

В 17 в. колесо приводилось в движение посредством накинутой на шкив веревки, а в 19 в. был изобретен гончарный круг на паровом ходу.

Иногда гончар сам занимался росписью ваз, но обычно эти две профессии разделялись. Существовала тенденция к совместной работе гончара и вазописца. Остается неясным, могли ли два гончара участвовать в создании одной вазы; возможно, один формовал вазу на круге, а другой занимался окончательной отделкой формы.

В редких случаях над одной вазой могли работать два живописца. Причины такого сотрудничества неизвестны, но сам факт не вызывает сомнений.

Кружится глина на гончарном круге, руки мастера ласково обнимают ее, направляют, и вот уже вырисовываются плавные очертания кувшина с широким дном и узким горлышком… Волшебство, да и только… Невозможно оторвать взгляда от этого завораживающего действия, когда кусок обычной глины в умелых руках превращается в настоящее произведение искусства.

Гончарное ремесло - такое же древнее, как и само человечество. Изучение мирового искусства непременно начинается с керамики, которая может сохраняться в земле не одну тысячу лет. Недаром в археологических экспедициях наиболее красноречивыми артефактами считаются глиняные черепки. По этим невзрачным осколкам прошлого можно изучать историю целых народов и цивилизаций.

Сплетение мистики и ремесла

Гончар издревле был под покровительством высших сил: в далекие времена могущественные боги спустились на землю и научили первых людей гончарному ремеслу. И самого человека бог создал из куска глины и вдохнул в него священную жизнь. Особым мистическим ритуалом считалась на великие праздники лепка фигурок богинь и богов, а также животных. Их украшали, им преподносили дары и всячески оберегали. Волшебное действие гончара заключалось в использовании всех элементов природы: и брал в руки мастер глину (элемент Земли), смачивал ее святой Водой, с помощью творенья божьего (гончарного круга) и таланта своего он лепил сосуд. Затем сушил его на Воздухе и придавал силу немереную в Огне. Не зря гончары являлись людьми уважаемыми, с ними старались не ссориться, дабы не навлечь на дом свой гнев божий.

Изготовление глиняных изделий сопровождалось множеством ритуалов и верований, которые были недоступны простому человеку. Например, идти к источнику за водой для глины можно было только в субботу до восхода солнца. На дне посуды ставилось клеймо в виде креста, чтобы в нее не мог вселиться злой дух. В древних мифах гончар был связан со всякой нечистью, которая помогала ему обжигать посуду.

В Волгограде существует музей-заповедник Старая Сарепта, в котором до сих пор живет привидение. В XVIII веке здесь обосновалось немецкое поселение. Одним из известных мастеров своего дела был И. Ниденталь, гончар по профессии. После его смерти по ночам в одном из залов музея раздается скрип гончарного круга и звуки разбитой посуды…

Зарождение гончарного дела

В далекой древности наши предки использовали глину не как самостоятельный материал, а в качестве связующего элемента: таким образом, они соединяли птичий помет, пух и морские ракушки. Только спустя не одну сотню лет люди стали применять глину для изготовления посуды, а чуть позже и очищать ее от вредных примесей – отмучивать. Первые глиняные изделия были, конечно же, необожженными, поэтому до наших времен практически не сохранились. Первые обожженные предметы были найдены в Японии и датируются 10700 годом до нашей эры. Самые ранние сосуды выполнялись в технике жгута: глиняные колбаски по спирали закручивались вокруг основания. В той же Японии до сих пор подобным методом изготавливают элитную ручную посуду для чайных церемоний.

Великое изобретение

Изобретение гончарного круга произвело настоящий фурор в гончарном деле. С его помощью можно было ускорить и облагородить производство глиняных изделий: посуда выходила из рук гончара более тонкой и изящной. В странах Индии, Египта и Месопотамии следы наличия гончарного круга археологи приписывают к 3-4 тысячелетию до нашей эры, в Китае и Древней Греции – тысячью годами позже. Интересно, что в Египте колесом в качестве гончарного круга стали пользоваться намного раньше, чем для транспортировки. В северную Европу и Россию это изобретение пришло только в эпоху Средневековья. Примечательно, что с изобретением гончарного круга ремесло из преимущественно женского превратилось в мужское, так как при вращении тяжелого круга требовалась недюжая мужская сила.

Ручной круг

Основная конструкция гончарного круга состоит из диска, насаженного на ось. Африканские племена практически до наших дней пользовались деревянным диском на толстой ножке, которую устанавливали в выкопанную яму. Сам круг практически не изменился, совершенствовались только материалы, из которых он изготавливался, и добавлялся привод. Ручной круг устанавливали на скамейке, сам гончар садился на эту же скамейку верхом. Вращение производилось либо им самим, либо его помощниками. Позже в качестве тягловой силы стали привлекать животных – ослов и быков.

Ножной круг

Со временем мастера стали изменять высоту маховика, подстраивая его для личного удобства. Так вскоре родилась идея опустить сам маховик до уровня ног. Вращение ногами позволило освободить руки, тем самым в разы повышая уровень мастерства гончара и качество изделий.

Гончарный круг с электрическим приводом

Век изобретения электричества не оставил в стороне и гончарное дело. Умельцы решили приспособить электромотор к старому ножному кругу:

С фрикционным приводом: электромотор закреплялся не жестко, а на его вал надевался специальный ролик из резины. Гончар нажимал на педаль, мотор поворачивался, и его резинка раскручивала маховик круга. Нужной скорости можно было добиться удерживанием и опусканием педали. Также был придуман тормоз. Самые долговечные в эксплуатации и надежные гончарные круги;
- с редуктором: здесь используется мотор с высокими оборотами, на выходном валу которого стоит редуктор. Резиновый ремень соединяет редуктор с планшайбой, приводя тем самым в движение последний. Из недостатков можно отметить достаточно высокий уровень шума и недолговечность;
- с прямым приводом: развитие электроники сделало возможным убрать передаточное звено между мотором и планшайбой. Простота конструкции позволяет данному типу гончарного круга быть максимально эффективным, легким и тихим. Существует возможность регулирования хода вращения: для новичков достаточно 200 оборотов в минуту, для профессионалов - до 400.

В наши дни гончарные круги используют только мастера, не признающие потребительского отношения к гончарному ремеслу и вкладывающие душу в свои творения. Именно поэтому изделия hand-made становятся все популярнее...

Гончарные круги:Неподвижный, ручной и ножной.

Пластические свойства глины были известны человеку уже в глубокой древности. Она легко мялась и под умелыми руками быстро принимала такую форму, которую было очень трудно или даже невозможно придать другим известным материалам. Тогда же было обнаружено, что глиняные изделия после обжига их в огне удивительным образом меняют свои свойства – обретают твердость камня, водонепроницаемость и огнестойкость. Все это сделало глину наиболее удобным сырьем для изготовления посуды и кухонной утвари.

Как и все ремесла техника керамики прошла долгий и сложный путь. Тысячелетия ушли на изучение достоинств и недостатков разнообразных глин. Из множества их видов древние мастера научились выбирать те, которые отличались наибольшей пластичностью, связанностью и влагоемкостью. В глиняную массу стали примешивать различные добавки, улучшающие качество изделий (например, крупный или мелкий песок). Одновременно древние гончары осваивали различные способы лепки. Придать куску сырой глины форму кувшина или, хотя бы, простого горшка было нелегко. Обычно гончар, взяв комочек глины, путем выдавливания средней его части и осторожного сдавливания боков, вылеплял днище. Затем к краю днища мастер начинал прилеплять раскатанные полоски глины и так постепенно получал стенки. В конце концов выходил грубый сосуд, пригодный после обжига на костре к приготовлению в нем пищи.

Важным шагом в развитии гончарного производства стало освоение приема вращения. В этом случае мастер прилеплял к готовому днищу кусочек глины и, вращая днище левой рукой, правой обводил кусочком по спирали, постепенно вылепляя грани горшка. При этом способе изделие выходило более ровным. Позже для удобства работы под заготовку стали подкладывать деревянный диск. Потом пришли к мысли, что процесс лепки значительно упроститься, если заставить этот диск вращаться вместе с заготовкой – так был изобретен простейший ручной гончарный круг. Он представлял собой диск, углубленный посередине примерно на половину своей толщины. Своим углублением диск насаживался на выступавший и несколько закругленный конец деревянного стержня, плотно укреплявшегося в земле. Для того чтобы стержень не шатался и удерживал вертикальное положение, между ним и кругом помещали неподвижную деревянную доску с отверстием посередине. Получалось хорошо прилаженное устройство. Одной рукой мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой начинал лепку. Это несложное в общем приспособление произвело настоящий переворот в гончарном деле, подняв его до уровня настоящего искусства. Благодаря нему работа заметно ускорилась и улучшилась. При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.

Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга, который вошел в употребление во II тыс. до Р.Х. Главные его преимущества заключались в том, что он позволил в несколько раз увеличить скорость вращения и освободил мастеру для работы обе руки. Основные отличия нового круга были следующие. Веретено (ось вращения) было удлинено. Вращающийся диск был жестко соединен с ним. Для укрепления веретена служили две доски. Нижняя была основой всего устройства (в ней было вырезано углубление, куда вставлялся конец веретена). Верхняя доска со сквозным отверстием поддерживала веретено в вертикальном положении. Наконец, к нижней части веретена было жестко присоединено ножное колесо. Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и приводил его в плавное движение. Благодаря тому, что нижнее колесо было тяжелее и больше диаметром, чем рабочее верхнее, оно выполняло роль маховика: сохраняло вращение некоторое время и после того, как нога с него была снята.

Одновременно с усовершенствованием гончарного круга шло усложнение техники обжига глины. В древности обжиг производился прямо на открытом огне при температуре в 300 – 400 градусов. Позже его стали производить в специальных печах. Уже первые примитивные печи позволяли вдвое увеличить температуру нагрева. Частички глины стали лучше сплавлялись друг с другом, прочность изделий заметно возрастала. На смену прежним толстостенным сосудам приходят сосуды с тонкими как яичная скорлупа стенками (до 3 мм). Изобретение печей имело огромное значение для истории техники, так как положило начало сооружению высокотемпературных устройств, получивших затем распространение и в других отраслях хозяйства (прежде всего в металлургии). Печь строилась следующим образом: из тонких стволов делали деревянный каркас, который обмазывался толстым слоем глины, только местами оставляя небольшие отверстия. Этот каркас ставили над углублением, представлявшим собой место для разжигания костра. От сильного огня деревянные части сгорали, а глина обжигалась и образовывала плотный под с отверстиями. При обжиге под и стенки печи раскалялись до красна и тоже начинали излучать жар. Благодаря концентрации тепла внутри печи температура в ней могла подниматься до 800 и даже до 900 градусов.

Хронология великих изобретений

Рецензии

Константин, вы сделали интересную и полезную подборку по истории человечества. Конечно, слишком кратко и обще, но для людей незнакомых с предметом вполне достаточно. Практически, получился учебник-справочник или миниэнциклопедия.
Большая и сложная работа. Хорошо бы её как-то продвинуть, чтобы о ней знали.

Спасибо, Виктор за доброжелательную оценку. Конечно, было бы лестно, если бы эти очерки были больше востребованы. Но ведь существует Википедия. Конкурировать с ней бессмысленно, да и, по-большому счету, не нужно.