Стили семейного воспитания. Конспект родительского собрания "стили семейного воспитания" Что такое попустительский стиль

Страница
6

3. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных и горизонтальных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение задач, а также развитие межличностных отношений.

4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров и компромиссов. В конфликтных ситуациях демократичный руководитель использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений.

5.Ориентация на людей. Первостепенное внимание руководителя к коллективу позволяет сотрудникам осуществлять влияние на трудовые процессы, что повышает удовлетворенность трудом и пребывания в коллективе.

6. Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием демократического стиля.

7. Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителя. Эта черта имеет особенность, что демократичный руководитель обращает особое внимание на реализацию личных и профессиональных интересов сотрудников, которые не ставятся в прямую зависимость от экономической эффективности предприятия.

8. Ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными целями сотрудников и целью организации разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц.

9. Ориентация на развитие персонала. Непрерывный процесс обучения и повышения квалификации персонала строится на базе потребностей организации и интересов сотрудников и направлен на укрепление их трудовой мотивации.

Эффективность использования демократического стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя, характеристик подчиненных и особенностей решаемых задач.

Руководитель широко информирует не только о том, что необходимо для выполнения заданий, но и об общей ситуации на предприятии. Информация служит в качестве средства руководства. При демократическом стиле руководитель не прибегает к формальной власти, он пользуется деловым авторитетом, связанным с выполнением им функций эксперта.

Использование демократического стиля предъявляет к руководителю следующие требования:

· Открытость;

· Доверие к сотрудникам;

· Отказ от личных привилегий;

· Невмешательство в выполнение заданий;

· Контроль по результатам.

При демократическом стиле сотрудники рассматриваются как партнеры, которые могут решать текущие задачи самостоятельно. Для них характерны, как правило, высокий уровень профессиональной подготовки, знаний и опыта, тяга к творчеству и личностному росту, интерес к работе, высокая значимость мнения о них коллег.

Применение демократического стиля требует от сотрудников:

· Желание брать на себя ответственность;

· Готовности и способности отвечать за свои действия;

· Самоконтроля.

Преимущества демократического стиля состоят прежде всего в квалифицированных решениях, высокой мотивации сотрудников и разгрузке руководителя. Участие сотрудников в принятии решений повышает их мотивацию, что влечет за собой улучшение трудовых достижений. Этот стиль способствует развитию сотрудников, но его использование может замедлять процесс принятия решений.

Попустительский (нейтральный) стиль

Попустительскому стилю присущи: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его безучастное отношение к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предоставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская их работу на самотек. Он приветлив в общении с сотрудниками, но играет пассивную роль, не проявляет инициативы. Необходимую информацию он дает сотрудникам лишь по их просьбе. В коллективе отсутствует всякое структурирование труда, четкое разделение заданий, прав и обязанностей. Руководитель избегает как позитивных, так и негативных оценок труда, регулирования отношений. В крайнем выражении попустительский стиль означает отсутствие руководства, поскольку руководитель полностью уклоняется от своей управленческой роли.

При попустительском стиле уровень производительности наиболее низкий, часто этот стиль сопровождается ростом фрустрации и агрессивности сотрудников. Обычно наблюдается низкая трудовая дисциплина, нередко появляются неформальные лидеры с негативным отношением к целям организации, новые или более слабые работники часто подвергаются притеснениям со стороны более сильных. Из-за этого и ряда других подобных моментов попустительский стиль был признан как неприемлемый.

Характерные черты стилей руководства приведены в приложении в таблице 1.

Либеральный стиль

Руководитель с либеральным стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставлены полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение. Либералов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.

Из имеющихся средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций он пассивен. Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных. Мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Следствием этого может быть панибратство, а «дистанция» такого руководителя со своими подчиненными на работе крайне незначительна. Руководитель либерального стиля не проявляет сколь-нибудь выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность не результативна

Глава 3. Меры по совершенствованию систем управления персоналом в подразделении гостиницы “Юность”

Оценка эффективности управления персоналом в гостинице “Юность”

Эффективное управление персоналом должно быть направлено на повышение качественного и количественного уровня выполнения работы руководителем или специалистом, что в конечном итоге обеспечит конкурентоспособность гостиницы на рынке труда. Конкурентоспособность в данном случае представляется как совокупность условий, предоставляемых персоналу, и положительно отличающих гостиницу от аналогичных предприятий.

В качестве показателей, оценивающих положение гостиницы на рынке труда, могут быть использованные следующие:

Уровень удовлетворенности работников своей гостиницей:

Кт=Кв/Р*100,

Где Кт - коэффициент текучести кадров; Кв- численность уволившихся работников за отчетный период; Р- численность работников. При помощи данного показателя можно ориентировочно определить, насколько удовлетворен спрос, предъявляемый работником к гостинице, то есть насколько конкурентоспособна гостиница на рынке труда с позиции удовлетворения потребностей персонала;

Стиль руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными.

Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается незави­симый от конкретных ситуаций образец его поведения . В основе вы­деления стилей руководства лежит различное распределение пол­номочий по принятию решений между руководителем и подчи­ненными. Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, посто­янно проявляющееся в различных ситуациях. Поиск и использова­ние оптимальных стилей руководства призваны способствовать по­вышению трудовых достижений и удовлетворенности работников.

Научный анализ понятия «стиль руководства» и соответствующей проблематики связан с име-нем немецкого пси­холога К. Левина, работавшего в США. В 30-х годах он совместно с сотрудника-ми провел серию экспериментов с десяти-одиннадцатилетними детьми и в результате анализа и осмысления данных, полученных в ходе этих экспериментов, выделилтри «классических» стиля руководства: ав­торитарный, демократический и попустительский (нейтральный).

Важнейшим общим основанием выделения этих стилей послу­жил характер принятия управ-ленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.Авторитарному стилю присущи еди­ноличное принятие руководителем всех решений, а также слабый интерес к работнику как лич-ности. Руководитель управляет подчи­ненными в силу своей легитимной власти, вытекающей из ие-рар­хической организации предприятия. Он ожидает от подчиненных соответствующего повиновения.

Руководитель сам , без обоснования перед подчиненными, опре­деляет цели, распределяет задания и строго контролирует их вы­полнение . Он убежден в том, что лучше понимает цели органи­зации и пути их достижения, более компетентен по сравнению с подчиненными, хотя на деле это часто бывает совсем не так. Реше­ния начальника имеют характер приказов , которые должны бес­прекословно выполняться подчиненными, в противном случае им следует ожидать санкций . Статус-ные символы поддерживают власт­ную позицию руководителя. Он вознаграждает и наказывает со­трудников по собственному усмотрению , без каких-либо твердо установленных и известных всем критериев оценки. Сотрудникам предоставляется лишь необходимый минимум информации об об­щем состоянии дел.

В противоположность авторитарному стилю поведения демо­кратический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений , интересом к неформальным, человеческим отношениям . Руководитель совместно с сотрудника­ми согласовыва-ет цели организации и индивидуальные пожела­ния членов группы, распределяет работу. При оценке работников он руководствуется объективными, известными всем критериями , оказывает подчи-ненным необходимую помощь, стремясь повы­сить их возможности самостоятельно решать производ-ственные задачи. Такого руководителя отличают самокритичность, общитель­ность, самоконтроль и ровные отношения с подчиненными.


Попустительскому стилю присущи: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его абсолютно безучастное отношение к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предо­ставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская их работу на самотек. Он приветлив в общении с сотрудниками, но играет пассивную роль , не проявляет инициативы. Необходи­мую информацию он дает сотрудникам лишь по их просьбе. В груп­пе отсутствует всякое структурирование труда , сколько-нибудь чет­кое распределение заданий, прав и обязанностей. Руководитель избегает как позитивных, так и негативных оценок сотрудников, регулирования групповых отношений. В крайнем выражении попус­тительский стиль означает отсутствие руководства, поскольку ру­ководитель полностью устраняется от своей управленческой роли.

Участники проводившихся Левиным исследований Р. К. Вите и Р. Липпет отразили в виде таблицы важнейшие отличитель­ные черты трех классических стилей руководства (см. табл. 1).

Каждый из трех классических стилей руководства имеет харак­терные формы внешнего проявления. Авторитарному руководите­лю чаще присущи суровое выражение лица, резкий неприветли­вый, приказной тон, отделение себя от группы. Демократичному руководителю больше свойственны общительность, внешняя доброжелательность, распоряжения в форме просьбы или рекоменда­ции, преобладание в речи «мы» над «я». Важнейшими свидетель­ствами попустительского стиля часто служат безучастный внешний вид руководителя, его стремление быть незаметным, заискиваю­щий тон при обращении с сотрудниками.

Конечно, эти признаки не абсолютно прочно «закреплены» за соответствующими стилями. Внешне руководитель может выказы­вать расположение к людям, проявлять живой интерес к их предло­жениям, скрывая за вежливыми манерами и постоянной улыбкой равнодушие и авторитарный стиль. В странах Запада внешние формы авторитарного стиля менее выражены потому, что менеджеры там лучше владеют техникой общения. В России, напротив, нередко даже демократичные руководители допускают бесцеремонность и несвой­ственные этому стилю манеры поведения. Следовательно, внешняя форма проявлений стиля руководства может быть обманчивой.

Таблица 1.

Характерные черты классических стилей руководства

Исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю. Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное.

Авторитарный лидер по отношению к ведомым действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, не позволяя выходить за их пределы и тщательно контролируя их работу во всех деталях. Авторитарный лидер почти все функции управления сосредотачивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать его действия и принимаемые им решения.

При демократическом стиле лидер стремится управлять группой совместно с ведомыми (подчиненными), давая им достаточную свободу действий, позволяя обсуждать свои решения, поддерживая проявляемую ими инициативу в самых различных формах.

Попустительский стиль лидерства - форма руководства, при которой лидер практически устраняется от активного управления группой и ведет себя так, как если бы он был рядовым участником группы. Он позволяет членам группы делать все, что им захочется, предоставляя им полную свободу действий.

Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

Руководство и лидерство наряду с общением и принятием решений являются важнейшими компонентами системы управления. Руководство -это умственная и физическая деятельность руководителя, цель которой- выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Руководитель -это должность, наделенная определенными официальными полномочиями, на которую назначается человек. В процессе управленческой деятельности он использует данную ему организацией власть. Власть используется лидерами как средство в достижении целей группы или организации.

Лидерство - это процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или на группу. Лидерство можно рассматривать и как социально-психологическое явление. Лидер может влиять на людей без каких-либо официальных полномочий. По своей сути, лидерство-это психологический феномен. Лидер всегда выдвигается "снизу".Руководитель же, напротив, назначается "сверху".Эксперимент, под руководством К. Левина , в школе групповой динамики. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (речь идет о взрослых руководителях) демонстрировали разный стиль.Стили руководства, получили обозначения: "авторитарный", "демократический" и "попустительский".Авторитарный лидер по отношению к ведомым действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, не позволяя выхолить за их пределы и тщательно контролируя их работу во всех деталях. Запреты и распоряжения даются и реализуются без снисхождения и с угрозой; характерен лаконичный и четкий (командный) язык, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны. Реакции подчиненных игнорируются, социально-пространственная позиция руководителя - над группой. При демократическом стиле лидер стремится управлять группой совместно с ведомыми (подчиненными), давая им достаточную свободу действий, позволяя обсуждать свои решения, поддерживая проявляемую ими инициативу в самых различных формах. Все мероприятия облекаются в форму предложений, товарищеским тоном; форма похвалы и порицаний - с учетом намерения и реакции людей, их мнения; запреты делаются в форме предложения или дискуссии. Имеет место совместная деятельность, позиция руководителя - в группе. Попустительский (либеральный ) стиль лидерства, при которой лидер практически устраняется от активного управления группой. Он позволяет членам группы делать все, что им захочется, предоставляя им полную свободу действии. Конвенциальный тон, отсутствие похвалы, порицаний, предложений; запреты или распоряжения не высказываются, а заменяются присутствием, сотрудничество отсутствует, позиция руководителя - по возможности, вне группы. Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное .

Стили семейного воспитания

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие учёные, педагоги. Среди них Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и другие.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребёнка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребёнку. В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

типы темпераментов родителей, их совместимость;

традиции семей, в которых воспитывались сами родители; научно-педагогическая литература, которую читают родители; уровень образования родителей.

Попустительский стиль семейного воспитания Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное

состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его, лишь бы он не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребёнка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Дети рано познают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребёнок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые они должны хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть всё время настороже. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами, хвастунами. Они не умеют искренне сочувствовать и сопереживать, не любят ни умственный, ни физический труд, быстро устают и стараются под любым предлогом увильнуть от работы. Такие учащиеся проявляют самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться уже в младшем школьном возрасте и ярко проявляется в старшем.

Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Их мало интересует процесс обучения, но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую оценку. Они не переносят никакой критики в свой адрес, у них всегда кто-то виноват. Зачастую они становятся инициаторами конфликтов, игнорирует всё, что происходит в классе, подвергая резкой критике, но при этом ничего не предлагая взамен. Однако нужно помнить, что если такому ребёнку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремлённым и инициативным.

В воспитании таких детей серьёзное внимание нужно уделять сотрудничеству с их родителями, стремясь как можно больше привлекать их к общению со сверстниками их ребёнка, приглашать на встречи с педагогами, на праздники класса, в походы, вовлекать в работу родительского комитета.

Состязательный стиль семейного воспитания

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребёнка постоянно поощряется. Иногда ребёнок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребёнка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребёнок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребёнка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребёнок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т.д. Зачастую это приводит к тому, что ребёнок становится уверенным в своём превосходстве над другими детьми.

В воспитательном воздействии на ребёнка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако если поведение ребёнка идёт вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жёстким.

В своей любви к ребёнку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребёнка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребёнок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребёнка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребёнок.

В результате такого воспитания формируется поисковый социальнопсихологический тип личности ребёнка.

Учащиеся такого типа могут учиться только на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, они активно берутся за любые дела в классе, лишь бы их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности не будут оценены по достоинству или если у них что-то не получается.

В детском коллективе такие ученики претендуют на лидерство, любят командовать другими.

Такие дети глубоко переживают свои ошибки и промахи, у них очень развита воля, они дисциплинорованны и инициативны. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогами поможет таким детям открыть всё лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность. Поэтому в воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического осмысления своих поступков в различных ситуациях, культуры общения с взрослыми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей.

Роль педагога в оказании помощи такой семье состоит в том, что он должен научить родителей видеть сильные и слабые стороны своего ребёнка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно.

Рассудительный стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полнук свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путёл собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала ош исключают окрики и упрёки. Родители ребёнка считают, что его активност] должна находить естественный выход. В воспитании ребёнка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая что ребёнок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются тёплые и добрые взаимоотношения Ребёнок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребёнке никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни детского коллектива. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребёнок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребёнку обдумать совершённое им, осознать свой проступок. Родители помогают ребёнку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.

Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги при работе с такими детьми должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно всё время быть в деятельности, к ним нельзя применять авторитарный стиль управления.

Предупредительный стиль семейного воспитания

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности.

Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребёнка с раннего детства, а второй - особенности характера родителей. В результате того, что ребёнок часто болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребёнка без внимания и опеки. Ребёнок в такой семье практически лишён активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

С раннего детства родители стараются оградить своё дитя от каких бы то ни было наказаний. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребёнка. Родители делают всё возможное и невозможное для своего ребёнка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали.

Педагоги должны знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с теми учителями, которые поддерживают их во всех начинаниях и сочувствуют им. На воспитание нравственных ценностей родители обращают мало внимания.

Особое внимание педагог должен обратить на мыслительную деятельность таких учащихся. У них уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. Их способ мышления - от предметной деятельности к абстрагированию, а не наоборот. Теоретический анализ вызывает у таких детей большие затруднения. Они воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подаётся ученику в виде наглядного образа или примера.

В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно. Такие дети совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. Они легко вовлекаемы в различные компании, на лидерство не претендуют, им не свойственна самокритичность, в своих неудачах они обвиняют других. Главными отличительными чертами таких детей является несамостоятельность, неспособность к принятию решений. Они часто пассивны, безответственны. Однако когда им предлагают интересную и необычную деятельность безразличие и флегматизм у них исчезают.

Классный руководитель таких учащихся должен серьёзно работать с семьёй, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребёнка. Родителям нужны индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребёнком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является активный обмен мнениями по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса.

Контролирующий стиль семейного воспитания

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:

    Ребёнок воспитывается в детском доме или растёт в семье опекунов, и они жёстко обращаются с ним.

    Ребёнок длительное время находится без родителей.

    Сами родители воспитывалисть в семьях, в которых к детям относились достаточно жёстко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.

    Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребёнку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребёнка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие протестуют против такого отношения.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это

проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Зачастую в таких семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребёнка, считая его глупым и неуместным, придерживаясь принципа «Яйцо курицу не учит». Они иногда наказывают своего ребёнка демонстративно для того, чтобы показать степень своего превосходства. Родители мечтают о том, чтобы их ребёнок вырос высоконравственным человеком. Но поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребёнка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны, они совсем лишены возможности демонстрировать и подчёркивать свои лучшие стороны. У таких учащихся возникают проблемы в учёбе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку. У них очень высокий уровень тревожности.

Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, очень нерешительны, замкнуты, но ценят дружбу и ради дружбы готовы на всё. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям. Замечания и критику в свой адрес они практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слёз.

Педагог должен знать, что школьникам с тревожным социальнопсихологическим типом личности свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность, осторожность, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защитить их.

Сочувствующий стиль семейного воспитания

Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально-психологический тип личности.

Условием формирования такого стиля являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребёнок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие интересного игрового материала приводит к тому, что ребёнок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями. Достаточно много времени ребёнок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребёнок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много работать. Однако ребёнок npi этом сильно замыкается на семье и её жизни. Он становится малоактивным безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребёнок ведёт себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и своей семье. В подобных семьях не" нужды использовать методы поощрения и наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живёт их семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможностей их родителей. Дети эти понимают, так как родители делают всё для своих детей, но в пределам разумного и своих возможностей. Это говорит о том, что родители любят своего ребёнка, но никогда его не балуют. Они понимают, что из родительская задача - научить ребёнка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой свои трудом победе. В таких семьях ребёнка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывают о проблемах на работе. Дети хорошо всё видят и понимают, стараются оказать родителям поддержку.

Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребёнка. И педагог может всегда положиться на них в своей деятельности, такие родители с больших удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.

Семья старается быть для ребёнка примером нравственного поведения. Несмотря на те ошибки, которые ребёнок может допускать, родители н« перестают общаться с ребёнком доброжелательно. По этой причине также дети не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков быстрее попасть домой.

Дети интровентированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир, они организованны и ответственны, но застенчивы, стыдливы, осторожны, даже неуверенные, не любят быть на виду. Такие дети исполнительны.

Особенностью этих детей является то, что они часто занижают свои способности, но, поставив перед собой цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Они всегда уважительно относятся к нормам морали, старшим людям.

Педагог должен знать, что такие учащиеся тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они несправедливы. Из всех представленных типов личности этот тип самый волевой. Такие дети стойко переносят все тяготы жизни и не пытаются никого в них обвинять. Этим детям свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью самокритичностью, сильной волей.

Гармоничный стиль семейного воспитания

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.

В таких семьях ребёнок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребёнок рождается, воспитывается и растёт в тёплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем возрасте показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами поступают по отношению к ребёнку мотивированно и осознанно.

Уже в начальной школе такие дети проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят её скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что-то новое. Учёба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности. У них очень развита самооценка. Дети не боятся брать слово и держать его. Они не пытаются решить конфликтную ситуацию с позиции силы.

У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Этим ученикам свойственны такие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.

Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребёнка в семье строго регламентированы и ребёнок абсолютно соответствует одной из описанных выше характеристик. Однако, многое из того, что сказано, поможет классному руководителю построить процесс воспитания гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь им в их преодолении.

Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, помочь создать ситуации успеха для многих учащихся и преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.

Деятельность руководителя по отношению к подчиненным отличается определенной устой­чивостью, постоянством. Это отражает понятие стиль руководства. Он представляет собой устойчивый комплекс пове­денческих черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчи­ненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет под­чиненными и в котором выражается образец его поведения, типичный для определенных ситуаций. В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решении меж­ду руководителем и подчиненными. Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, инвариант­ное в нем, постоянно проявляющееся в типичной ситуации или в раз­личных ситуациях. Поиск и использование оптимальных стилей руко­водства призваны способствовать повышению трудовых достижений и удовлетворенности работников.

Определить стиль руководства можно двумя способами: 1) посред­ством выяснения особенностей реального стиля руководства, который использует начальник по отношению к подчиненным; 2) с помощью те­оретической разработки комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на эффективность его поведения по отно­шению к группе .

Научный анализ понятия «стиль руководства» и соответствующей проблематики связан с име­нем немецкого психолога К. Левина, работав­шего в США. В 1930-х годах он совместно с сотрудниками провел в уни­верситете Иова серию экспериментов с десяти-, одиннадцатилетними детьми и в результате анализа и осмысления данных, полученных в ходе этих экспериментов, выделил три классических стиля руководства: ав­торитарный, демократический и попустительский (нейтральный). Важ­нейшим общим основанием выделения этих стилей послужили харак­тер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным. Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем всех решений, а также слабый интерес к работнику как личности. Руководитель управляет подчиненными в силу своей легитим­ной власти, вытекающей из иерархической организации предприятия. Он ожидает от подчиненных соответствующего повиновения.

Руководитель сам, без обоснования перед подчиненными, опреде­ляет цели, распределяет задания и строго контролирует их выполнение. Он убежден в том, что лучше понимает цели организации и пути их до­стижения, более компетентен по сравнению с подчиненными, хотя на деле это часто бывает совсем не так. Решения начальника имеют харак­тер приказов, которые должны беспрекословно выполняться подчинен­ными, в противном случае им следует ожидать санкций. Статусные сим­волы поддерживают властную позицию руководителя. Он вознаграж­дает и наказывает сотрудников по собственному усмотрению, без каких-либо твердо установленных и известных всем критериев оценки. Сотрудникам предоставляется лишь необходимый минимум информа­ции об общем состоянии дел.

В противоположность авторитарному стилю поведения демократи­ческий стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим от­ношениям. Руководитель совместно с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания членов группы, распределяет работу. При оценке работников он руководствуется объективными, из­вестными всем критериями, оказывает подчиненным необходимую по­мощь, стремясь повысить их возможности самостоятельно решать про­изводственные задачи. Такого руководителя отличают самокритичность, общительность, самоконтроль и ровные отношения с подчиненными.

Попустительскому стилю присущи стремление руководителя укло­ниться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его безучастное отношение к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предоставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская их работу на самотек. Он приветлив в об­щении с сотрудниками, но играет пассивную роль, не проявляет иници­ативы. Необходимую информацию он дает сотрудникам лишь по их просьбе. В группе отсутствует всякое структурирование труда, сколько-нибудь четкое распределение заданий, прав и обязанностей. Руководи­тель избегает как позитивных, так и негативных оценок сотрудников, регулирования групповых отношений. В крайнем выражении попусти­тельский стиль означает отсутствие руководства, поскольку руководи­тель полностью устраняется от своей управленческой роли.

Участники проводившихся К. Левиным исследований Р. К. Вите и Р. Липпит . Изучив результаты многих исследова­ний, осуществленных в русле идей Левина, он пришел к заключению о неправомерности данных выводов и их распространения на любые пред­приятия. Ни демократический, ни авторитарный стиль не имеют одно­значных преимуществ в повышении производительности труда и не мо­гут быть рекомендованы в качестве «единственно правильного», уни­версального стиля руководства. Однозначные преимущества демократического стиля проявляются лишь в удовлетворенности со­трудников трудом и пребыванием в коллективе. Конечно, это немало, но явно недостаточно для общего успеха организации.

Современные интерпретации авторитарного и демократического стилей руководства восходят к их классической трактовке Левиным и имеют с ней много общего, особенно в характеристике основополагаю­щих признаков этих стилей. И тем не менее нынешние представления о них и их применимости более емки по своему содержанию, во многом операционализируемы и опираются на конкретные исследования их эффективности.