Управленческим аспектом педагогического менеджмента являются. Цели педагогического менеджмента. Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса. Последовательный подход к инновациям

Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений.

С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы :

Принцип уважения и доверия к человеку;

Принцип целостного взгляда человека;

Принцип сотрудничества;

Принцип социальной справедливости;

Принцип индивидуального подхода в управлении;

Принцип обогащения работы педагога;

Принцип личного стимулирования;

Принцип консенсуса;

Принцип коллективного принятия решения;

Принцип целевой гармонизации;

Принцип горизонтальных связей;

Принцип автономизации управления;

Принцип постоянного обновления.

Остановимся несколько более подробно на каждом из названных выше принципе.

Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.

Требования этого принципа:

уважайте личное достоинство человека, признавайте за человеком соответствующие права и возможности;

уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также присутствует человек;

предоставляйте личности когда это возможно, свободу выбора;

доверяйте человеку; его потенциальные возможности неисчерпаемы;

создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;

уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;

создавайте обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;

максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;

поощряйте достижения и личный вклад каждого в дела образовательного учреждения;

гарантируйте каждому педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.

Принцип целостного взгляда человека – вторая очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:

стройте свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;

не ограничивайте отношения с педагогами только должностными обязанностями, вникайте в их жизнь, духовный мир и стремления, иначе каждый педагог неизбежно будет чувствовать отчужденность;

помните, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается только часами, проведенными в образовательном учреждении, - она гораздо шире и богаче;

общаясь с педагогом, никогда не забывайте, что его работа составляет большую часть его жизни, - сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе были для педагога светлыми и радостными;

управленец должен быть причастен к образу жизни членов педагогического коллектива, он должен понимать, в чем состоят общие их потребности;

встречайтесь с педагогами не только в формально-официальной обстановке, но и в такой, где можно просто пообщаться, «поговорить по душам».

Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:

считайтесь с человеком как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы;

знайте и учитывайте личные качества педагогов и на основе этого формируйте оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавая рабочую высокопродуктивную атмосферу в образовательном учреждении;

цените в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а со трудник, человек дела;

создавайте атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и осознания им роли и необходимости участия в процессе управления образовательным учреждением;

бережно относитесь к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же и по отношению к педагогам;

основными паролями совместной деятельности руководителя и педагогического коллектива должны быть: человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически целесообразная работа. Инициатива вначале, работа потом, человечность и сознательная дисциплина – всегда;

сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом – принятие решения – вот основа сотрудничества.

Н.Витке считал, что вся суть административной работы заключается в создании атмосферы дружного коллективного сотрудничества, при сочетании всеми признанного делового и морального авторитета администрации с проявлением самой широкой инициативы сотрудников учреждения.

Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

стремитесь равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди педагогов, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру;

создавайте условия и предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности не только «педагогическим звездочкам», но и всем педагогам;

поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей;

всегда при оценке труда педагога приводите в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;

помните, что одной из гарантий социальной справедливости в педагогическом коллективе является гласность, систематическое освещение в коллективе всей деятельности аппарата управления;

руководитель должен учитывать, что уровень социальной справедливости всегда находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его в целом и по отдельным параметрам;

ощущение несправедливости возникает тогда, когда человек признает, что соотношение его трудового вклада и результата оценено ниже (несправедливо) по сравнению с соотношением вклада и результата других участников деятельности. Отсюда и возникают конфликты.

Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Некоторые требования этого принципа формулируются следующим образом:

помните, что индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы каждого педагога и его личности;

на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту и формы общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и расширение требований к другим;

в ходе индивидуальной работы с педагогом помогайте ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он обладает. Вселяйте в него профессиональную уверенность. Помните, что поощрение желательных видов индивидуального поведения всегда более плодотворно, чем подавление нежелательных. Опора на сильные стороны приносит больше пользы, чем бесконечный «разбор» недостатков;

одной из главных задач индивидуального подхода в управлении образовательным учреждением является задача выравнивания профессионального мастерства педагогов, постепенное доведение отстающих до уровня передовых;

определяйте для каждого педагога его индивидуальные цели и рубежи их достижения, - этим вы обеспечите ему путь к успеху.

Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности. Некоторые конкретные требования этого принципа:

проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;

создать условия для включения педагогов в инновационную деятельность;

организовывать посещение уроков (занятий с детьми) творчески работающих педагогов в своем и других образовательных учреждениях;

проводить семинары, «круглые столы» по проблемам методов образовательной деятельности;

следить за повышением квалификации педагогов.

Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Об этом свидетельствуют некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

каждый руководитель должен иметь хорошо продуманную систему стимулов, включающую материальное и моральное стимулирование. Кроме того, необходимо помнить, что вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение руководителя также являются достаточно действенными стимулами для подчиненных;

вся работа руководителя с педагогами должна строиться на основе стимулирования их деятельности: создание условий для труда, создание атмосферы взаимной удовлетворенности, создание системы творческой деятельности, создание условий для самообразования и т.д.

Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов и различных точек зрения привести коллектив к согласию, перевести людей от конфронтации к сотрудничеству. Приведем некоторые требования этого принципа:

в основе консенсуса должна лежать объективная оценка точек зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения;

руководитель должен особенно четко и логично аргументировать свою точку зрения, чтобы ее восприняло «критическое большинство» в коллективе;

основным инструментом руководителя должен быть логический анализ ошибочных суждений. Он должен уметь вскрывать противоречия в суждениях коллег, добиваться осознания ими этих противоречий и пересмотра своей точки зрения, когда это необходимо;

умейте идти на взаимные уступки, но не во вред делу.

Принцип коллективного принятия решения – это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями. Некоторые требования принципа:

Не всякое решение должно приниматься коллективно (это касается оперативных ситуаций, рутинных, повторяющихся дел). Коллективно принимаются решения играющие существенную роль в жизнедеятельности образовательного учреждения (принятие его Устава, определение режима работы, принятие Программы развития и т.д.), касающиеся практически каждого члена коллектива;

с информацией, на основе которой будет приниматься такое решение, должен познакомиться каждый член коллектива;

решение только в том случае будет активно поддерживаться частью коллектива, если педагоги активно участвовали в его подготовке;

всегда надо помнить, что там, где решение, принято большинством, бывает и меньшинство, не согласное с ним. С этим меньшинство необходимо и дальше вести работу, вовлекая его в процесс выполнения решения.

Принцип целевой гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой. Некоторые принципы, вытекающие из этого принципа:

что бы в образовательном учреждении ни делалось, - все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;

целевая целостность в образовательном учреждении формируется не сразу, это результат длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами;

приверженность целям образовательного учреждения связана с убеждениями педагога, с его приверженностью основным ценностям образовательного учреждения и его культуре.

Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально обособиться в коллективе. Вот некоторые требования принципа:

принцип реализуется в процессе делегирования полномочий педагогам, коллективном принятии решений, установления единого статуса всех работников и др.;

горизонтальные связи необходимо формировать целесообразно, имея программу на длительное время;

при формировании такой системы связей необходимо учитывать неформальные, дружеские связи между педагогами, с одной стороны, они улучшат качество работы, с другой - они могут стать источником оппозиции администрации и целям образовательного учреждения.

Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов. Некоторые требования к осуществлению принципа:

во главе автономных участков управления обязательно должны находиться высококвалифицированные педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью;

желательно, чтобы педагоги, руководящие конкретными участками управления (методическим объединением, командой диагностического сопровождения, командой учебно-программного обеспечения, командой педагогической поддержки ребенка и т.д.) выбирались или утверждались на собрании всего педагогического коллектива;

все педагоги, ставшие во главе автономных подразделений, должны пройти соответствующую подготовку.

Принцип постоянного обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип – основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, иных изменений в образовательном учреждении. Некоторые требования к его осуществлению:

любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;

изменения должны быть основаны на детальном плане (проекте) и расчете, который обязательно приведет к успеху, - если уверенности в успехе нет, их лучше не проводить;

коллектив должен готов теоретически и практически к осуществлению изменений;

сопротивление переменам было, есть и будет, учитывая это, необходимо искать консенсус и склонять людей к идее неизбежности и обоснованности внесения изменений;

процесс перемен в образовательном учреждении – это, прежде всего, процесс перемен в самом педагоге, в его личности.

Представленные выше принципы системны, - для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также исполняются.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.

Педагогическая система – целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению целей; наличие связей и зависимости между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.

Главная цель управленческой деятельности в системе образования – использование потенциала педагогической системы, а также повышение его эффективности.

Ее объектом является учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.

Субъекты – Министерство образования и науки РФ, управления образованием края, области, города (департаменты образования).

Современный менеджмент как специфический вид управленческой деятельности строится на следующих элементах:

· принципы объединения людей, способных к совместным действиям;

· взаимодействие членов коллектива при решении общих целей и задач для развития и удовлетворения потребностей человека;

· воспитание коммуникативности и чувства личной ответственности;

· единые подходы к оценке возможности личной деятельности;

· оценка коллективом своих результатов во внешней среде.

В становлении теории управления социальными системами целесообразно рассматривать пять основных подходов, которые представляют определенный интерес для организации управления образовательными системами: выделение школ в управлении, процессный, системный, программно-целевой, ситуационный подходы.

В последнее время в управлении образованием получили развитие концепции управления по целям и по результатам .

Суть целевого управления заключается в развертывании деятельности во имя достижения четко сформулированных целей, согласованных на различных уровнях образовательной системы и выработанных совместно с подчиненными решений о средствах их достижения. В данном случае цель, выполняя мотивационную, управляющую и системообразующую функции, становится главным критерием отбора содержания, методов, форм и средств осуществления образовательного процесса.

В отличие от целевого управления, где основной акцент сделан на планировании деятельности согласно поставленной цели, в управлении по результатам внимание в большей степени акцентируется на состоянии реального процесса управления, мотивации и квалификации руководителей. Процесс прогнозирования результатов начинается с анализа миссии организации, влияния внешних и внутренних ситуационных факторов. Результаты, соответствующие устремлению организации, выражаются в виде определенных конечных целей, стратегий, ключевых результатов и промежуточных целей. В целом эта концепция реализует идеи процессуального подхода к управлению социальными системами.



Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью людей. В работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ОУ – менеджером образовательного процесса в целом. Педагогический менеджмент как научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью качественного изучения учебного материала, нравственного воспитания, подготовке к сознательному выбору жизненного пути и всестороннего развития личности. Характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы. Цели педагогического менеджмента. Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса. Методы управления (методы педагогического менеджмента): экономические методы, или методы экономического стимулирования; организационно-распорядительские, или административные методы; методы психолого- педагогического воздействия; методы общественного воздействия Результат деятельности субъектов менеджмента.

Администрирование – административно-распорядительная форма управления, представляющая процесс распределения, закрепления и исполнения комплекса прав, обязанностей и ответственности аппарата управления организацией на основе системы четкого планирования, строгого нормирования, регламентации, контроля и санкционирования.

Общая характеристика основных научных подходов к управлению образованием: рационалистический, системный, функциональный, поведенческий, синергетический, деятельностный, ситуационный, процессный, национально-региональный и др.

Сущность ситуационного подхода заключается в том, что самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации, поскольку ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход не является простым набором предписываемых рекомендаций, это способ мышления относительно организационных проблем и их решений. Используя его, руководители могут лучше понять, какие приемы в большей степени способствуют достижению целей организации в конкретной ситуации.

При системном подходе организация рассматривается как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды.

Под воздействием системного подхода происходило формирование программно-целевого подхода (программный подход, целевое управление), содержащего три основные процедуры: определение целей и их упорядочение в соответствующей иерархической системе («дерево целей»); выработку комплексных программ развития организационно-обособленных комплексов социальной деятельности; формирование специфических организационных структур.

В настоящее время широко применяется процессный подход. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Согласно этому подходу, управление рассматривается как процесс непрерывных, взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены процессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность целенаправленного влияния на работников.

Образовательная система как объект государственно-общественного управления. Принципы государственной политики в области образования и управления образовательной системой. Особенности использования системного подхода и программно-целевого подхода в управлении образованием.

Принципы управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей: сочетание коллегиальности и единоначалия; сочетание в управлении государственных и общественных начал; научность, неразрывная взаимосвязь теории и практики; плановость; системность и комплексность; эффективность, ориентация на конечные результаты.

Принципы управления педагогическими системами: демократичность и гуманизм, научность и системность, единоначалие и коллегиальность, централизация и децентрализация, объективность и конкретность, оптимальность и эффективность.

Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - проявления демократических начал в школьной жизни.

Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения.

Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики

Из мира мудрых мыслей

Не учи рыбу плавать (рус.).

Стремиться – значит жить (нем.).

К чему охота, к тому и смысл (рус.).

Мудрость – наименьшая ноша в пути (дат.).

Сколько голов – столько и умов (рус.).

Для педагогических целей важна диагностика социальной сферы и собственно педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса.

В.И. Андреев

Требования к компетентности по теме:

· знать и уметь раскрывать сущность понятий «менеджмент», «педагогический менеджмент», «авторитаризм», «сотрудничество»; «педагогическая диагностика», «тестология»;

· понимать сущность и уметь характеризовать стили педагогического менеджмента; уметь применять эти знания в процессе анализа управленческой деятельности образовательного учреждения;

· знать и уметь раскрывать функции диагностики в образовании, диагностические задачи учителя;

· знать методы педагогической диагностики, уметь применять их в педагогическом процессе; уметь раскрывать механизм поэтапной реализации педагогической диагностики;

· знать особенности принятия управленческих решений в образовательном учреждении на основе педагогической диагностики.

Основные вопросы:

1. Сущность и структура педагогического менеджмента.

2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество.

3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения.

4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики.

Понятия темы: педагогический менеджмент, авторитаризм, доминантность, сотрудничество, педагогическая диагностика, тестология.

1 Аксенова, Л.Н. Подготовка педагогов к реализации управленческой функции /Л.Н. Аксенова // Народная асвета. – 2008. – № 10. – С. 3–7.

2 Бобровник, Л.И. Использование возможностей педагогического тестирования в управлении образовательной системой /Л.И. Бобровник // Адукацыя i выхаванне. 2008. – № 10. – С. 51–54.

3 Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для систем образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А.Н. Майоров. – М. : Интеллект-центр, 2001. – 296 с.

4 Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 486–508.

5 Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –С. 482– 561.



С социально-экономических позиций понятие «менеджмент» рассматривается как со-

вокупность принципов, методов, средств и форм управления, то есть искусство управления. Профессиональные знания в области менеджмента предполагают осознание принципиально различных инструментов управления, в их числе:

– организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху;

– культура управления, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью человека в области воспитания и обучения. Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности (В.П.Симонов). Это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых.

Структура педагогического менеджмента включает следующие уровни:

– управление деятельностью педагогического коллектива;

– управление деятельностью педагога;

– управление деятельностью учащегося.

Как научно организованное управление педагогический менеджмент основывается на определенных принципах (см. схему 90).

Схема 90


Педагогический менеджмент выполняет ряд функций :

– принятие решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы и т.д.);

– организация выполнения принятых решений (материально-техническое обеспечение, согласование, учет потребностей личности исполнителя);

– предварительный, итоговый и текущий контроль (учет результатов, анализ и оценка эффективности);

Определение организационной культуры школы.

Организационная культура школы - система ценностных ориентаций, принимаемая членами данного коллектива и служащая им ориентиром в мыслях, чувствах, поступках. В теории и практике педагогического менеджмента установлены основные положения, определяющие организационную культуру школы (по В.И. Петрушину):

– способы принятия важнейших решений в жизни школы – сверху или снизу; возможность открытого выражения мнений и дискуссии по этому поводу;

– восприятие школы как модели открытого демократического общества;

– наличие системы коммуникаций, оповещающей всех учителей и учащихся о событиях внутришкольной жизни (стенгазеты, радио, телекоммуникационные системы и т.д.);

– наличие обратной связи между учителями и учащимися;

– выработка церемоний, обрядов, ритуалов, традиций, выражающих и укрепляющих «дух» школы;

– привлекательность интерьера школьного помещения (дизайн, комфорт, чистота);

– культура выражения своих эмоций педагогами и учащимися школы;

– система ценностей и норм, составляющих основу педагогического процесса школы;

– построение отношений между учителями и учащимися (авторитарность, демократичность, либеральность);

– способы оценки достижений учащихся и учителей в учебной и внеклассной сфере деятельности;

– преобладание в содержании профессиональной деятельности педагогов кооперации и сотрудничества или же конкуренции и соперничества;

– наличие общей удовлетворенности детей и педагогов присутствием в данной школе и др.

Все функции педагогического менеджмента носят комплексный характер и имеют завершенный цикл. Дополнение ряда функций педагогического менеджмента такими, как мотивация и стимулирование представляется особенно актуальным в связи с повышением роли субъективного фактора человеческой деятельности.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования.

Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как:

целенаправленное воздействие субъекта на объект управление;

как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое плановое состояние;

как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.

Управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов в управляемом объекте. Это свое назначение управление реализует посредством решения специфических управленческих задач, таких, как:

формирование образа того, что должно быть;

распределение обязанностей и полномочий между исполнителями (построение и поддержание формальной структуры);

создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе;

контроль хода работ и др.

Общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.

Частными предметами науки внутришкольного управления являются:

учебно-воспитательный процесс (зависимость управления от особенностей технологии, т.к. разные технологии требуют разной организации, разных способов планирования, контроля и т.д.);

подбор кадров, оценка их деятельности, положительная мотивация, формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе;

процесс развития школы (при каких условиях инновационные процессы в школе будут эффективными и как создавать эти условия);

зависимость результатов управления от внешних условий (социокультурной среды).

Однако с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с внедрением гуманистических идей в педагогический процесс потребовалась серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления.

Теория управления школой существенно дополняется теорией педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуации успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента.

Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, другими словами - это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами, можно дать следующее определение: педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Под образовательным процессом понимается совокупность трех составляющих: учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов. В свете данного определения педагогического менеджмента следует отметить, что любой преподаватель по сути является менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебного заведения - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом).

Педагогический менеджмент (теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом) имеет специфику и присущие только ему закономерности.

Эта специфика выражается прежде всего в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда менеджера учебно-познавательного процесса и связанного с ним труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта) менеджмента - учащихся.

Основные понятия педагогического менеджмента. Образовательный процесс - это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Менеджер учебно-познавательного процесса - преподаватель, выступающий в качестве субъекта управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Менеджер учебно-воспитательного процесса - руководитель учебного заведения (директор, его заместитель), выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников.

Педагогический менеджмент - как деятельностная система - включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы: цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат), субъект деятельности (директор, его заместители, преподаватели, учащиеся, студенты и т.п.), объект деятельности (он же второй субъект) - исполнитель распоряжений руководителя (учащийся, преподаватель, заместитель директора и т.д.), содержание деятельности (учебная, управленческая и иная информация), способы деятельности (методы и стиль взаимодействия учителя с учащимися, руководителя с учителями и учащимися и т.д.).

Цель деятельности - планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель - модель результата).

Цель занятий (урока) - реально достижимый, но не легкий итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий.

Цель посещения занятий - тот вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно наблюдаем на каждом учебном занятии у любого учителя, и поддается вербальной и количественной оценке.

Основные задачи педагогического менеджмента определяются тем, что:

во-первых, отражают периодичность и последовательность как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

во-вторых, предусматривают методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;

в-третьих, определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

в-четвертых, устанавливают требования к составу и квалифи-кации исполнителей, определенных для конкретной деятельности;

в-пятых, определяют количество необходимой информации и ее основные источники с позиций условия оптимальности;

в-шестых, определяют и предусматривают основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

Принципы педагогического менеджмента - основные правила поведения субъекта менеджмента при его взаимодействии с управляемыми субъектами (объектами) (см. тема 4.).

Функции педагогического менеджмента (от лат. Functio - совершение, исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Чаще всего называют систему функций, составляющих управленческий цикл: планирование, организацию, руководство и контроль (см. тема 3).

Методы педагогического менеджмента выступают как способы достижения поставленных целей педагогического менеджмента, способы реализации основных его функций.

Первая группа - экономические методы, или методы экономического стимулирования , которые должны реализовываться путем претворения в жизнь важного принципа - от каждого по способностям, каждому по труду, что в реальной жизни пока не наблюдается. По мере совершенствования нашего общества будут совершенствоваться и методы экономического стимулирования педагогических работников в плане все большего их соответствия количеству и качеству труда, так называемый педагогический стаж не является абсолютным показателем возможной эффективности педагогического труда. Исследования в данном направлении позволяют ввести оплату за категории, звания, качество и т.д.

Ко второй группе относятся организационно-распорядительские, или административные методы, которые реализуются путем регламентирования деятельности исполнителей, ее нормирования и инструктирования исполнителей в форме указания, распоряжения, приказа, требования и т.п. С помощью этих методов осуществляется подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции.

Третья группа - психолого-педагогические методы, которые реализуются в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного распоряжения, поощрения, благодарности и т.д. С помощью этих методов осуществляется планирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат в коллективе, повышается творческая активность и инициативность всех работников учебного заведения, воспитывается групповое самосознание и чувство коллективной ответственности, изучаются и формируются положительные, социально-значимые мотивы трудовой деятельности. Эти методы опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, учитывают индивидуальные психологические особенности членов коллектива.

К четвертой группе относятся методы общественного воздействия. Эти методы реализуются путем широкого вовлечения работников в управление, развитие в нем демократических начал путем широкого коллективного обсуждения основных проблем образовательного процесса и способов их преодоления, путем охвата членов коллектива методической учебой, путем развития в коллективе здоровой творческой конкуренции. Использование данных методов в значительной степени служит делу формирования добросовестного отношения к труду, формированию чувства долга и ответственности за порученное дело, воспитания экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию общественной активности преподавателей и учащихся. Эти методы в значительной мере способствуют поддержке приоритета личности и ее интересов, обеспечению свободы личности каждого педагога и каждого учащегося.

В целом успешное достижение целей и задач педагогического менеджмента руководителями учреждений предопределяется рядом важнейших факторов. Их можно разделить на четыре группы:

личностный фактор руководителя (степень его подготовленности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ориентации и потребности);

морально-психологический климат в системе субъект-субъектных взаимоотношений (стиль взаимодействия и степень заинтересованности в общении);

временные характеристики как фактор рационализации и научной организации образовательного процесса;

пространственные характеристики как фактор эффективной деятельности взаимодействующих субъектов (материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия), в которых протекает деятельность в первую очередь.

Вопросы для самопроверки:

  • 1. Что изучает наука управления школой? Что является ее общим предметом? Какие частные предметы она изучает?
  • 2. Дайте определение понятию "управление школой". Почему оно именно такое? Ответ обоснуйте.
  • 3. Охарактеризуйте основные принципы управления образовательным процессом.
  • 4. В чем сущность функций управления педагогическими системами?
  • 5. Покажите пути и перспективы совершенствования экономических методов управления в средней школе?
  • 6. Охарактеризуйте границы применения административных методов воздействия в коллективе учебного заведения.
  • 7. Раскройте сущность методов психолого-педагогического и методов общественного воздействия в управлении образовательным процессом.

Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности:

– теория управления в образовательном учреждении

– система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития непринятия стратегических и оперативных решений;

– управление образовательной деятельностью;

– комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития

Процесс управления – это совокупность последовательных действий для достижения определенного результата, например максимального удовлетворения образовательных потребностей населения, при котором управленческий цикл разбивается на ряд относительно самостоятельных видов деятельности, сменяющих друг друга в строго определенной последовательности.

Педагогический анализ – относительно обособленный этап познавательной управленческой деятельности, суть которого – творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.

Функции: Целеполагание – определение желаемого результата в нормативной форме – выражается в установлении перспектив удовлетворения образовательных потребностей, развития личности, ее адаптации к современным условиям.

Планирование как этап управления занимает центральное место в системном управлении образованием, определят главное содержание, развитие всей системы и неразрывно связано со всеми другими стадиями управления. В рамках принятой стратегии формируется программа, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению целей. В программах могут быть указаны процедуры (способы) и нормативы (количественные и качественные меры) осуществления действий, а также ожидаемых результатов. На основе программ создается план достижения поставленных целей.

Организация – это этап управления, направленный на обеспечение выбора лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация, объединение людей, совместно реализующих программу или цель.

Контроль – один из этапов управления, состоящий в выявлении отклонений величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих критериями оценки (цели, законодательные нормы), в измерении, оценке результатов выполнения программы. Из-за различных ограничений, всегда существующих во внешней среде или в самой системе, поставленные цели достигаются редко.

Виды контроля – государственный (особая роль принадлежит органам суда, прокуратуры, государственным комитетам, инспекциям) и общественный контроль (через систему созданных организациями и учреждениями общественных органов (комитеты, советы) и через профсоюзные организации).