Этика делового общения. Нравственные нормы, ценности и правила Вопросы и задания

«Духовное воспитание» - Кружковая. Познай мир и себя! Нравственные нормы и правила. Акции. Духовно-нравственное воспитание - одна из линий развития дошкольника. Не ленись и не ищи оправдания своим слабостям! Игры. 1 страница – информационная: Детская проектная деятельность. Что посоветуете таким родителям? Патриот. Понимание и определение дошкольником сопереживания и сочувствия.

«Духовная жизнь» - Трудовые. Причины появления искусства: Магическая. Духовная жизнь в России всегда отличалась своеобразием. Что такое искусство? Искусство и духовная жизнь. Основные черты. Игровая. Особенности искусства. Тенденции духовной жизни современной России. Биологонизаторские. Истоком искусства стал труд. 5. Индивидуальность восприятия, т.е. «на вкус и цвет товарища нет».

«Духовное пение» - Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе Знаменного пения. Мне хочется верить, что есть будущая жизнь». Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг.). Образцами для 1 – 3 песней канона послужили: «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» Святитель Иоанн Златоуст. Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:

«Духовная культура» - Дух «командует» душой! Материальные ценности - ? Духовная культура. Почему религия одна из форм культуры? Как понимать утверждение «приоритет образования»? Внутренний мир человека: тело, душа, дух. Духовные ценности – ? Чем отличается знание от научного знания? Что относится к духовным ценностям? Самопознание – изучение, исследование человеком самого себя.

«Мораль тест» - Человечность Гуманизм Мораль Нравственность. 4. Выберите правильный ответ. Тесты по обществознанию для 8 класса. В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность. 3. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства. по теме «Личность и моральная ответственность».

«Духовная жизнь человека» - «Я не поступлю так. Что такое предпринимательство? Духовная сфера – одна из подсистем общества. Что означает человеческое достоинство? Пример. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком? Какие права принадлежат собственнику? 1. Право человека на духовную свободу. Назовите виды имущественных отношений.

Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике.

Благодаря сложившейся традиции неукоснительного соблюдения моральных устоев, мораль приобретает нормативно-регулятивную функцию, как в отношениях между людьми, так и в отношениях человека с обществом.

Таким образом, в морали аккумулируются правила поведения людей , а также их обязанности по отношению друг к другу и к обществу,не продиктованные законодательными нормами, а соответствующие коллективно принятым духовным устоям.

В моральных нормах отражены такиеобщечеловеческие нравственные ценности и принципы, как добро, гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие и т.д. Моральные нормы являются основными правилами любого общества, а мораль, таким образом, можно рассматривать как форму общественного сознания, включающую в себя общечеловеческие устои и правила отношений между людьми в частном общении и в социальных процессах.

Мораль,следовательно, в каком-то смыслеявляетсясвоеобразным вневременным и внеисторическим кодексом поведения людей, неким всеобщим идеалом их отношений,некоей абстрактной целью, к которой должно стремиться общество.

А нравственность, как понятие, относится к сфере конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике. Нравственность всегда привязана к той или иной конкретно-исторической ситуации и представляет собой мораль, практически осуществляемую в конкретно-исторической повседневной практике. Поэтому нравственные нормы, такие, как, например, категории добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности и т.д., всегда имеют конкретно-историческое содержание, ибо они всегда обусловлены состоянием и характеристиками данного общества.

Нравственное сознание изучается одной из философских дисциплин – этикой.Этика – это наука о морали. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания и выделяет в нем два основных начала:

1. Эмоциональное начало . Это начало нравственного сознания формируется из различных восприятий индивидом мира в моральном аспекте.

По большей части это различного рода моральные оценки и переживания окружающего мира , представляющие собой личный отклик индивида к сторонам и событиям жизни с точки зрения нравственности.

2. Интеллектуальное начало . Это начало нравственного сознания представлено в виде различных форм осмысления моральных норм , принципов, идеалов, понятий добра, зла, справедливости, совести и т.д., а также в виде исследования причин возникновения этих норм, или законов их проявления.

Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, среди которых оно оказывает особое влияние на правовое сознание, политическое сознание, эстетическое сознание и религию.

Наиболее тесно нравственное сознание взаимодействует с религиозным сознанием и правосознанием. Однако если религия дает нравственному сознанию силу нравственной санкции, то право, само, являясь санкцией, не может придавать нравственности принудительного характера.

Таким образом, нормы морали опираются:

– либо на религиозные санкции (гетерономная мораль),

Наверное, вам доводилось слышать, как говорят о ком-то: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Возникновение нравственных норм. Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период времени требовала выполнения определенных правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т.д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.

Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют свое значение в наши дни.

Значение нравственных норм для общества и человека. Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно происходил процесс отрицания тех ее норм и установок, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.

Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. И здесь надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.



Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов. Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они требуют или запрещают поведение определенного типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку; быть скромными, правдивыми, искренними; формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Следование нравственным нормам характеризует такие качества человека, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – все это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у человека с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только нарушение нормы привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.

Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь каждому неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным человеком, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого человека, защитой от морального произвола со стороны других людей.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определенные нравственные качества. Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (добродетели ) и плохие (пороки ). Еще древнегреческие мудрецы выделяли четыре основных добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам на определенные действия, поскольку обладающий нравственными качествами человек способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый человек отвечает за то, чтобы культивировать в себе и в окружающих людях добродетели и отвергать пороки.



Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нем есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить нравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет ее для себя, вырабатывая некоторые собственные нравственные принципы : коллективизм или индивидуализм, трудолюбие или леность, альтруизм или эгоизм.

Нравственный принцип обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми. Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать ее.

Верность избранной позитивной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек в любой жизненной ситуации не сойдет с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносилась в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.

Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Это все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек. В дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает обычно более обобщенный характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования; позволяет каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.

Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы действуют не самостоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Некоторые выводы:

1.Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории развития человеческого общества. Одна из таких норм известна под названием «Золотого правила нравственности».

2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.

3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.

4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует свое поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.

Вопросы и задания:

1. Что понимают под нравственными нормами? В чем состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

2. Есть ли такие нормы морали, которые лично вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?

3. Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Почему мы следуем ему?

4. Часто на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Так ли это?

5. Зачем нам нужно соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?

6. Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

7. Человек с твердыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?

Этика.Вопрос № 8.

Совесть – это один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Под совестью понимают особый морально-психологический механизм, с помощью которого мы оцениваем свои поступки и мысли, осознаем и переживаем их несоответствие требованиям долга.

Как категория этики совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходи- мостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Совесть включает в себя:

внутреннюю (рациональную и эмоциональную) оценку нравственного достоинства своих намерений и поступков с учетом усвоенных личностью нравственных норм и идеалов данной личности, выступающих в качестве ее внутреннего «закона» и «судьи»;

чувство личной нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом и самим собой.

Формами проявления совести могут быть : нравственное удовлетворение, сомнения, нерешительность, угрызение совести, раскаяние, исповедь и, как следствие, стыд. Стыдливость, застенчивость, внутренне связанная с жертвенностью и сострадательностью, способность забывать себя ради высокой цели являются характерными чертами русской культуры.

Вопрос № 9.

Честь и достоинство являются формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности человеческой личности. Понятия чести и достоинстваразвиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу.

Как категория этики честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

Честь – это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют такие понятия, как честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой принадлежит человек. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».

Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинство обозначает совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других, коллегах. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство выступает как элемент нравственной культуры, имея, однако же, морально-правовой характер . С одной стороны, достоинство является нравственной ценностью и вследствие этого имеет самое непосредственное отношение к морали. В то же время достоинство имеет отношение и к праву, поскольку защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законода-тельстве правовых актов

Существует право на честь и достоинство; право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований; право на свободомыслие; право на инакомыслие; право на оппозицию; право на национальное достоинство; право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений; право на потребность в человеческой культурной жизни; право на защиту своих прав человека и гражданина –

В Гражданском кодексе Российской Федерации, принятом 21 октября 1994 года , для повышения эффективности и действенности судебного решения появилась специальная статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации».

Нравственные нормы сходны с правовыми в том, что и те, и другие играют роль главнейшего механизма, с помощью которого регулируется человеческое поведение. представляют собой неписанные законы, которые сложились в ходе столетий. В праве же законы закреплены юридически.

Нравственная культура

Нравственные нормы, ценности являются практическим воплощением морали. Их особенность заключается в том, что они определяют сознание и особенности во всех жизненных сферах: быт, семья, профессиональная деятельность, межличностные отношения.

Морально-нравственные нормы - это свод определяющих человеческое поведение правил, нарушение которых приносит ущерб обществу или группе людей. Их формулируют в виде конкретного набора поступков. Например:

  • нужно уступать место тем, кто старше;
  • здороваться, встречая другого человека;
  • быть великодушными и защищать тех, кто слабее;
  • приходить вовремя;
  • говорить культурно и вежливо;
  • носить ту или иную одежду, и т.д.

Фундамент построения здоровой личности

Духовно-нравственные нормы и ценности составляют образ человека, совершенного в смысле соответствия шаблону благочестия. Именно к этому портрету нужно стремиться. Таким образом выражаются конечные цели того или иного поступка. В виде идеала используется такой образ, как Иисус в христианстве. Он пытался заложить в человеческих сердцах справедливость, был великомучеником.

Нравственные правила и нормы играют роль персональных для того или иного человека. Личность задает свои собственные цели, в которых проявляется ее позитивная или негативная сторона. Большинство людей стремятся к счастью, свободе, познанию смысла жизни. Нормы нравственности помогают им регулировать свое моральное поведение, мысли и чувства.

Мораль функционирует в обществе в виде совокупности трех структурных элементов, каждый из которых представляет собой одну из сторон нравственности. Этими элементами являются моральная деятельность, нравственные отношения и моральное сознание.

Мораль в прошлом и настоящем

Данные явления начали проявляться достаточно давно. У каждого поколения и общности людей формировалось свое понимание доброго и злого, собственные способы интерпретации моральных норм.

Если обратиться к мы увидим, что там нравственный облик рассматривался как неизменное, фактически принятое в условиях отсутствия явление. Человек того времени не мог между принятием и непринятием господствующих тенденций, он должен был безоговорочно следовать им.

В наше же время, в отличие от правовых, нравственные нормы больше рассматриваются как рекомендации по достижению счастья для себя и окружающего общества. Если ранее мораль определялась как нечто, данное свыше, прописанное самими богами, то сегодня это что-то похожее на негласный общественный договор, которому желательно следовать. Но если вы ослушаетесь, по сути, вас могут только осудить, но не призвать к реальной ответственности.

Вы можете принять моральные законы (для своего же блага, ведь они являются полезным удобрением для ростка счастливой души), либо же отвергнуть, но это останется на вашей совести. В любом случае вокруг нравственных норм вращается все общество, и без них его функционирование было бы неполноценным.

Разнообразие нравственных норм

Все нравственные нормы и принципы можно условно разделить на две группы: требования и позволения. Среди требований выделяют обязательства и естественные обязанности. Позволения тоже можно разделить на безразличные и сверхдолжные.

Есть мораль общественная, которая подразумевает под собой самые унифицированные рамки. Есть же негласный свод правил, действующий в той или иной стране, компании, организации или семье. Также существуют установки, в соответствии с которыми свою линию поведения выстраивает отдельная личность.

Дабы познать нравственную культуру не только в теории, но и на практике, нужно совершать правильные поступки, которые окружающие будут принимать и одобрять.

Возможно, значение морали преувеличено?

Может показаться, что следование нормам морали заковывает человека в узкие рамки. Однако мы не считаем себя узниками, используя инструкцию к тому или иному радиоприбору. Нормы морали - это та же схема, которая помогает нам правильно выстраивать свою жизнь, не вступая в конфликт с совестью.

Нравственные нормы в большинстве своем совпадают с правовыми. Но случаются ситуации, когда мораль и право вступают в конфликт. Разберем данный вопрос на примере нормы «не укради». Попробуем задаться вопросом «Почему тот или иной человек никогда не пойдет на кражу?». В случае, когда основанием служит страх перед судом, то мотив нельзя назвать моральным. А вот, если человек не крадет, исходя из убеждения, что воровство - это плохо, то, поступок основывается на моральных ценностях. Но в жизни бывает, что некто считает своим то, что с точки зрения права, является нарушением закона (например, человек решается на кражу лекарства, чтобы спасти жизнь родного человека).

Важность морального воспитания

Не стоит ждать, что морально-нравственная среда сложится сама. Её тоже нужно строить, познавать, то есть работать над собой. Просто, наряду с математикой и русским языком, школьники не изучают законы морали. И, попадая в общество, люди могут подчас чувствовать себя такими же беспомощными и беззащитными, как если бы они в 1-ом классе вышли к доске и были вынуждены решить уравнение, которого до этого и в глаза не видели.

Так что все слова о том, что благонравие сковывает, порабощает и делает из человека раба, справедливы лишь в том случае, если моральные нормы извращены и подстроены под материальные интересы той или иной группы людей.

Социальная голодовка

В наше время поиск правильной дороги в жизни беспокоит человека куда меньше, чем социальный дискомфорт. Родители больше заботятся о том, чтобы ребенок стал хорошим специалистом, нежели счастливым человеком в будущем. Важнее становится вступить в благополучный брак, чем познать настоящую любовь. Родить ребенка важнее, чем осознать истинную потребность в материнстве.

Моральные требования в своем большинстве апеллируют не к внешней целесообразности (если поступишь так-то, то добьешься успеха), а к моральному долгу (нужно поступить определенным образом, так как это продиктовано долгом), имея, таким образом, форму императива, рассматриваемого как прямое и безусловное повеление.

Нравственные нормы и поведение людей тесно взаимосвязаны. Однако, задумываясь о законах морали, человек не должен отождествлять их с регламентом, а выполнять их, руководствуясь собственным желанием.