Курсовая работа: Сущность и формы социального контроля. Социальный контроль как элемент социального управления Институт как социальная организация

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

    Функции и содержание социального контроля.

    Концепция социального контроля П. Бергера.

    Агенты и инструменты социального контроля.

    Общий и детальный контроль.

  1. Функции и содержание социального контроля

    Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает социальные нормы, санкции, власть.

    Социальный контроль осуществляется через социализацию , групповое давление , принуждение .

    Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

    Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компания друзей, семья, рабочая бригада, спортивная команда).

Американский социолог Элтон Мэйо в 1927-1932 гг. проводивший Хоторнские эксперименты обнаружил нормы-требования к новичкам:

    не держись со своими официально;

    не говори начальству то, что может навредить членам группы;

    не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

    не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

    Нормы, которые возникают и существуют только в больших группах или в обществе в целом: традиции, обычаи, нравы, законы, этикет, манеры поведения.

    Расположим нормы в порядке «нарастания» меры наказания (неодобрение, тюремное заключение, смертная казнь): обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу.

    Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

    Социальные санкции – разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм (за согласие с ними) и наказаний (за отклонение от них) т. е. за девиантность .

    Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым, потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с нормами, но никому не говорить об этом.

    Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные ; формальные и неформальные .

    Они дают четыре типа сочетаний:

    Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание председателем правления, президентом вуза).

    Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

    Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

    4. Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддержать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

    Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то это – самоконтроль (внутренний контроль). Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

    Совесть – проявление внутреннего контроля.

    Инфантилизм – это импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотями (свойственно детям). Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости.

    Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И, наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека тормозят развитие самосознания и волеизъявления человека, приглушают его внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество.

    Хотя нарушение большинства групповых привычек наказывается обществом достаточно мягко, некоторые их виды ценятся очень высоко и за их нарушение следуют строгие санкции.

    В Хоторнских экспериментах новичок, нарушивший правила поведения, ждало суровое наказание: бойкот, приклеивание обидного ярлыка («выскочка», «подсадная утка», «предатель»), вокруг могли создать нетерпимую обстановку и заставить уволится. К ним могли применить даже физическое насилие.

Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Социальный контроль - самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институ­ты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы, социального контроля отличаются огромным разнооб­разием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются. Они простираются от выяснения отношений один на один до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения. Не обязательно, что механизмы контроля были направлены на то, чтобы исключить нежелательную персону и стимулировать к лояльности остальных. «Изоляции» чаще всего под­вергается не сам индивид, а его поступки, высказы­вания, отношения с другими лицами.

В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, внешний контроль - это совокупность институ­тов и механизмов, гарантирующих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов. Он подразделяет­ся на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны обще­ственного мнения, которое выражается через тради­ции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Ника­ких писаных норм не существовало. В качестве контро­лера выступало общественное мнение, чаще всего вы­ражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, дости­жения зрелости, обручения, урожая), воспитывало чув­ство уважения к социальным нормам, прививало глубо­кое понимание их необходимости.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно дей­ствуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля - такие, как убеж­дение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами соци­ального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Не только бизнес-организации, но университеты и церкви с успехом используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного поведе­ния, т. е. такого поведения, которое расценивается как выходящее за рамки допустимого.


Детальный (мелочный) контроль, при котором руко­водитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуще­ствляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт. Он разрастается в огромную систему, покры­вающую всю страну. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели и кон­войные войска, суды, цензура.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

Формальный контроль исторически возник позже неформального - в период зарождения сложных об­ществ и государств, в частности, древневосточных империй.

Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в более ранний период - в так называе­мых вождествах, где четко обозначился круг формаль­ных санкций, официально применяемых к нарушителям, например, смертная казнь, изгнание из племени, отстра­нение от должности, а также всевозможные виды воз­награждений.

Однако в современном обществе значение фор­мального контроля сильно возросло. Почему? Оказы­вается в сложном обществе, особенно в многомилли­онной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэф­фективен. Поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

Его осуществляют специальные люди - агенты формального контроля. Это лица, специально обучен­ные и получающие зарплату за выполнение конт­рольных функций. Они - носители социальных стату­сов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиаторов, социальных работников, специ­альных должностных лиц церкви т. д.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном его основой выступают писанные нормы: инструкции, ука­зы, постановления, законы. Социальный контроль при­обрел институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие ин­ституты современного общества, как суды, образо­вание, армия, производство, средства массовой инфор­мации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - системе налогообложения и социаль­ной помощи населению, государство - полиции, сек­ретной службе, государственных каналов радио, теле­видения и органов печати.

Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на:

жесткие;

мягкие;

прямые;

косвенные.

Их название отличается от того, что вы узнали о типах санкций (вспомните их), но содержание тех и других во многом сходное. Четыре метода контроля могут пересекаться.

Средства массовой информации относятся к инструмен­там косвенного мягкого контроля;

Политические репрессии, рэкет, организованная пре­ступность - к инструментам прямого жесткого конт­роля;

Действие конституции и уголовного кодекса - к инстру­ментам прямого мягкого контроля;

Экономические санкции международного сообщества - к инструментам косвенного жесткого контроля.

Сделаем выводы: внешний контроль подразделя­ется на неформальный (он основан на неписаных пра­вилах) и формальный (основан на писаных нормах-законах). Второй возник позже первого и используется главным образом в современном обществе. У того и другого есть агенты и институты контроля. Методы контроля могут быть мягкими и жесткими.

Социальный контроль - самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которой употребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных. «Неодобрение» чаще всего выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам, высказываниям, взаимодействиям с другими лицами.

Внешний контроль - это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный, т.е. институциональный, и неформальный, т.е. внутригрупповой.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции обычаи либо средства массовой информации, а также со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Формальный контроль исторически возник позже неформального - в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Однако в современном обществе значение формального контроля существенно возросло. В сложном обществе, особенно в стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок и стабильность. Ведь неформальный контроль за индивидом со стороны такого общества ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому иногда его называют локальным . Напротив, формальный контроль носит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален, и его всегда осуществляют особые люди - агенты формального контроля. Это профессионалы, т. е. лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они - носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы; инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль, как мы уже говорили, осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правительство - при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство - при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций, подразделяются на:

· жесткие;

· мягкие;

· прямые;

· косвенные.

Заключение

Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений социальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людей и их групп.

Рассмотрев социальный контроль как социальный институт, исследовав его сущность и формы, мы можем сделать следующие выводы:

· Механизмы социального контроля играют важнейшую роль в укреплении всех институтов общества;

· По отношению к обществу социальный контроль выполняет две основные функции: охранительную и стабилизирующую.

· Основное назначение социального контроля - поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития;

· Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.

Самоконтроль - самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждений, составная часть системы моральных отношений общества, которая включает как различные формы контроля общества над поведением отдельных его членов, так и личный контроль каждого над собой. Механизм самоконтроля охватывает постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности личности убеждения, чувства, привычки, самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств (одной из форм такой самооценки,является совесть) ; самовоспитание.

Социальный контроль - механизм саморегуляции общества и социальных групп, обеспечивающих их целенаправленное воздействие на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности. Социальный контроль призван гарантировать данным социальным ценностям, нормам и ролям поведение человека или социальной группы. Он базирует свою деятельность на общем признании культуры данного общества, группы и привитии её ценностей и норм своим членам путем воспитания образцов поведения.

Список литературы

1. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 с.

2. Косьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 320 с.

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.

4. Латышева В.В. Основы социологии: Ученик для студентов ссузов. - М.: Дрофа, 2004. - 240с.

5. Словарь по этике // под редакцией Кона И.С. - М.: Политиздат, 1981. - 430.

6. Тадевосян Э.В. Словарь справочник по социологии и политологии. - М.: Знание,1996. - 273с.

7. Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1998. - 272 с.

8. http://www.bestreferat.ru/referat-2503.html

9. http://www.5ka.ru/72/50730/1.html

10. http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00001928_0.html

11. http://ru.wikipedia.org/wiki

Протекает при помощи агентов — людей, облеченных властью, которые пытаются (часто успешно) применить ярлык девианта к тем, кто не приспосабливаются к требованиям общества. Те, к кому успешно был применен ярлык, являются девиантами.

Можно делать различия между двумя основными типами агентов социального контроля : 1) создатели правил, 2) проводники правил.

Первые разрабатывают правила и поддерживающие их санкции, адаптируют существующую нормативную систему к реалиям текущего момента. Вторые следят за выполнением норм и применяют санкции. В свою очередь, и те и другие могут действовать в формальной или неформальной сфере.

Формальные агенты действуют в поле закона — системы норм, обязательной к исполнению для всех членов общества. Функции формальных агентов, как создателей и проводников норм закреплены законодательно и, чаще всего, носят институциональный характер. Функции создания и проведения правил являются для них доминантными (главными).

К неформальным агентам относят тех создателей и проводников правил, для которых эта деятельность не является законодательно обязательной. Функции создания и проведения правил не являются для них доминантными, а скорее — вторичными. Кроме того, можно говорить о явном и о латентном (неявном) социальном контроле со стороны неформальных агентов. В первом случае сам факт контроля остается открытым и доступным наблюдению, во втором — не заметен и может не осознаваться.

Указанное разделение агентов социального контроля и присущих им функций, является аналитическим. Это модель — т.е. упрощение реальности за счет выделения характерных черт. В реальности не всегда можно точно разделить формальных и неформальных агентов, так же, как и явный или латентный характер выполняемых ими функций. Зачастую можно наблюдать создателя правил и их проводника в одном лице.

Хороший пример подобного дают телеиндустрия, реклама, наука (придумывает правила мышления, а затем проверяет их соответствие «научному методу»). Однако, данная типология помогает лучше понять и представить многообразие существующих в обществах форм контроля. Следует понимать, что социальная реальность чрезвычайно сложна. Роль агентов контроля могут выполнять даже артефакты (предметы обихода и другие изделия), к примеру, стул уже «задает» способы возможного использования его как предмета сидения, автомобиль — как транспортного средства и т.д.

Развивая эту тему, можно упомянуть нормативную ригидность, проявляющуюся в тенденции использовать предметы исключительно «по назначению». Иногда такой «нормальный» взгляд на вещи может помешать увидеть их в новом свете, использовать нетрадиционным образом. Учитывая это, например, слушателей курсов самообороны и школ выживания специально обучают использованию повседневных предметов нетрадиционным образом (самооборона с помощью подручных средств). Этот пример наглядно демонстрирует, насколько широкой является сфера нормативности.

Социальный контроль – самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которой употребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений «один на один» между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных.

«Неодобрение» чаще всего выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам, высказываниям, взаимодействиям с другими лицами.

В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный (институциональный) и неформальный (внутригрупповой).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, способы ухаживания, определение имени новорожденного, методы разрешения спора и конфликта и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего опирающееся на мнение, выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплетались религиозные требования.

Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например с обручением, бракосочетанием, рождением ребенка, достижением зрелости, сбором урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Не только бизнес-организации, но также университеты и церкви с успехом используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного поведения, т. е. такого поведения, которое расценивается как выходящее за рамки допустимого.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микроо, но и на макроуровне общества. Его субъектом является государство, и в этом случае надзор превращается в специализированный общественный институт, который разрастается в огромную систему, покрывающую всю страну. В такую систему агентами формального контроля входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура и т. д.

Формальный контроль исторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в более ранний период – в так называемых вождествах (Chiefdom), где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, – вплоть до изгнания из племени и смертной казни. В вождествах были установлены также всевозможные виды вознаграждений.

Однако в современном обществе значение формального контроля существенно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок и стабильность. Ведь неформальный контроль за индивидом со стороны такого общества ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому иногда его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль носит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален, и его всегда осуществляют особые люди – агенты формального контроля. Это профессионалы, т. е. лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они – носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей4психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль, как мы уже говорили, осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правительство – при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство – при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций, подразделяются на:

¦ жесткие;

¦ мягкие;

¦ прямые;

¦ косвенные.

Названия методов контроля отличаются от того, что вы узнали выше о типах санкций (вспомните их), но содержание тех и других во многом сходное. Четыре метода контроля могут пересекаться (табл.11).

Таблица 11

Комбинации методов формального контроля

Приведем примеры подобных пересечений.

1. Средства массовой информации относятся к инструментам косвенного мягкого контроля.

2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступность – к инструментам прямого жесткого контроля.

3. Действие конституции и уголовного кодекса – к инструментам прямого мягкого контроля.

4. Экономические санкции международного сообщества – к инструментам косвенного жесткого контроля.