Доставка товара собственными силами. Как продавцу учесть расходы на доставку товаров и какие при этом понадобятся документы. Новая транспортная накладная

Наталья Олейникова , ведущий аудитор, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению,
лектор учебно-методического центра «Градиент Альфа»

План семинара:

  1. Расходы на доставку включены в цену товаров.
  2. Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.

Рассмотрим такую ситуацию: поставщик самостоятельно доставляет товары покупателю. Все издержки, которые при этом появляются, продавец может предъявить контрагенту двумя способами. Либо включить в цену товара, либо выставить на сумму транспортных затрат отдельный счет. Для каждого из этих двух способов понадобятся свои особые документы. Да и проводки будут отличаться. Вот об этих тонкостях учета я сегодня расскажу. Сразу оговорюсь – речь пойдет о доставке автомобильным транспортом. Ведь перевозками железнодорожным, морским и воздушным транспортом занимаются специализированные компании.

Расходы на доставку включены в цену товаров

Вот самый простой вариант – включить стоимость доставки в цену товаров. Причем это удобно как с точки зрения учета, так и в плане документального оформления.

Доставка нигде в документах, передаваемых покупателю, не фигурирует. То есть о ней ваша компания не упоминает в тексте договора. В счете-фактуре стоимость доставки вы не выделяете. И отдельный счет тоже выставлять не надо. Только обязательно оформите путевой лист. Без этого документа налоговики точно снимут расходы на бензин.

Производственные и торговые организации по-разному отражают расходы на доставку при расчете налога на прибыль. Первые (если применяют метод начисления) могут включить такие расходы в состав прямых или косвенных. Об этом сказано в пункте 1 статьи 318 НК РФ. Прямые расходы будут уменьшать налог на прибыль по мере того, как компания станет признавать выручку от реализации готовой продукции.

Если же расходы на доставку вы учитываете как косвенные, то их можно списать единовременно в том периоде, в котором они были произведены. То есть дожидаться, пока компания признает выручку, не нужно.

А торговые организации расходы на доставку учитывают в том периоде, когда они имели место. Дата оплаты и момент, когда компания признает выручку от реализации ТМЦ, роли не играют.

Ну а входной НДС по расходам, связанным с доставкой (например, со стоимости топлива), можно принять к вычету по общим правилам. То есть когда компания выполнит требования статей и НК РФ.

Пример 1

Компания на общем режиме отражает в учете расходы на доставку, включенные в цену готовой продукции

ООО «Юпитер» занимается изготовлением кирпичей и доставляет их покупателям самостоятельно. Согласно договору купли-продажи право собственности на отгружаемую продукцию переходит к покупателю в момент ее получения.

В сентябре для доставки покупателю партии в 10 000 штук стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) использовали арендованный грузовик.

Затраты на его аренду составили 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). Стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ) – 2000 руб. Зарплата (в том числе страховые взносы с зарплаты) водителя – 1850 руб. Таким образом, компания потратила на доставку 4850 руб. (1000 + 2000 + 1850). Эта сумма была учтена в цене товаров.

Организация утвердила один и тот же перечень прямых затрат и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Поэтому себестоимость готовой продукции и здесь и там составляет 40 000 руб. Затраты на доставку не входят в перечень прямых затрат ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Налог на прибыль организация рассчитывает ежемесячно методом начисления. Проводки будут такими (для простоты не буду приводить те записи, которые связаны с зарплатой водителя, страховыми взносами и НДФЛ):

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 60
– 1000 руб. (1180 – 180) – учтена стоимость аренды грузовика;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 180 руб. – выделен НДС с услуг по аренде;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 180 руб. – принят к вычету НДС с услуг по аренде;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10
– 2000 руб. – списана стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 118 000 руб. – отгружена покупателю;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с реализованной готовой продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 43
– 40 000 руб. – списана себестоимость реализованной готовой продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 4850 руб. – списаны расходы на доставку готовой продукции.

При расчете налога на прибыль расходы на доставку учтены в тот же день, когда списана себестоимость реализуемой продукции. Дело в том, что доходы от реализации готовой продукции были признаны в месяце, в котором ее доставили покупателю. При расчете налога на прибыль в сентябре были признаны доходы в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000) и расходы в размере 44 850 руб. (4850 + 40 000).

Вопрос участника

– Надо ли составлять транспортную накладную, если стоимость доставки продавец включает в цену товаров?

– Нет, не надо. Дело в том, что отдельный договор перевозки вы не заключаете. Да и про саму доставку нигде в документах, передаваемых покупателю, нет ни слова. Значит, и транспортная накладная не нужна. Правильность данного вывода подтверждают чиновники Минфина России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498 .

Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.

Теперь рассмотрим второй способ – стоимость доставки установлена сверх цены товаров. Соответственно, ваша компания выставляет отдельный счет на доставку.

Как и в предыдущем случае, вам необходимо составить путевой лист. Так вы обоснуете расходы на бензин. Кроме того, обязательно оформите транспортную накладную.

Причем по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 . Самостоятельно разработать бланк накладной компании не вправе. Об этом чиновники из Минфина России предупредили в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36 .

Еще чаще всего оформляют акт оказанных услуг. Жесткой формы для него нет. Поэтому вы можете сами ее разработать (см. ниже. – Примеч. ред. ).

О лекторе

Наталья Анатольевна Олейникова окончила Московский Государственный Университет пищевой промышленности. Работала главным бухгалтером. Прошла обучение и успешно сдала экзамены на . С 2002 является аудитором в области общего аудита. Успешно прошла обучение и имеет свидетельство налогового консультанта.

Вообще, акт необязателен. Но хуже от того, что вы его оформите, точно не будет.

Понадобится еще один документ. В нем вы опишете, что именно перевозите. Например, это может быть по типовой форме № ТОРГ-12 . Либо иной документ. Самое главное, чтобы в нем были все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

И наконец, счет-фактура. В нем выделите в разных позициях стоимость ТМЦ и доставки. А если заключен отдельный договор на перевозку, выставите два счета-фактуры: один на товары, а второй – на услуги по доставке.

При методе начисления доходы от оказания услуг по доставке готовой продукции (товаров) учитывайте в периоде, когда они начислены. Так предусмотрено пунктом 1 статьи 271 НК РФ. А расходы на транспортировку отразите в том месяце, в котором они произведены. То есть их не нужно распределять на остатки незавершенного производства. Например, это зарплата водителей, которая является разновидностью расходов на оплату труда.

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС.

В большинстве случаев, товар (продукция), приобретаемый покупателем у продавца, должен быть физически перемещен из одного место в другое. Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки, и, как правило, имеет следующие варианты:

1) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней включаются в стоимость продукции;

2) доставка товара организуется покупателем за счет своих средств на условиях самовывоза;

3) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней возмещаются (оплачиваются) покупателем отдельно от товара.

В первом варианте, поставщик закладывает стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть продукция изначально продается на условиях ее доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку- собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов и подлежат отнесению в дебет счета 44 "Расходы на продажу". А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

При использовании данной схемы учета расходов по доставке продукции, налоговые риске в части учета НДС не усматриваются как для поставщика, так и для покупателя товаров.

Во втором варианте основная обязанность продавца заключается в передаче товара со своего склада покупателю (его представителю), при этом все вопросы, связанные с перевозкой товара, Покупатель решает самостоятельно, а продавец к транспортировке никакого отношения не имеет.

Считаем, что при использовании данной схемы, как и в первом варианте, отсутствуют налоговые риски по учету НДС для покупателя товаров. И соответственно отсутствуют риски у поставщика, так как в данном варианте полностью исключается его участие в организации доставке продукции.

Третий вариант организации доставки подразумевает роль поставщика в качестве посредника между транспортной компанией и покупателем товаров.

Поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, - привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически возмещает (оплачивает) Покупатель. Указанные функции поставщика в организации транспортировки продукции могут либо содержаться в договоре на реализацию товаров (смешенный договор), либо согласовываются в отдельном договоре на организацию доставки (агентский договор).

Данный вариант, также можно подразделить на два вида:

1) Продавец, выступая в роли агента по поручению Покупателя организует доставку товаров за соответствующее вознаграждение;

2) Продавец по поручению Покупателя организует доставку товаров без вознаграждения.

> В первом случае Поставщик перевыставляет транспортные услуги Покупателю по следующей схеме.

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру. Поставщик в свою очередь данную счет-фактуру отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, без отражения операции в книге покупок.

Затем, Поставщик перевыставляет счет-фактуру от своего имени в следующем виде:

по строкам "Продавец" и "Адрес" указывается наименование и юридический адрес транспортной компании

по строке "Покупатель" указывается наименование и юридический адрес Покупателя товаров

Указанный счет-фактуру Поставщик регистрирует в своем журнале выданных счетов-фактур. В книге продаж документ не отражается.

В учете Поставщика данные операции отражены следующим образом:

Д76.А К76.Б - оказанные транспортной компанией услуги отражены в учете Поставщика на транзитном субсчете счета 76;

Д76.В К76.А - Поставщик перевыставил услуги Покупателю товаров;

Субсчета "Б" и "В" закрываются денежными расчетами.

Где субсчет "Б" - транспортная компания, "В" - Покупатель товаров, "А" - транзитный субсчет счета 76 в учете у Поставщика.

Даты счета-фактуры полученной и счета-фактуры перевыставленной должны совпадать.

Описанный вариант учета утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", по которому, при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются полное или сокращенное наименование продавца - юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

Применимость данного порядка подтверждает ВАС РФ в своем постановлении от 25.03.13 №153/13, согласно которому, при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ему покупателем.

> Теперь рассмотрим, когда Поставщик товаров организует доставку, а Покупатель возмещает (компенсирует) все его расходы без каких либо вознаграждений.

В данном случае, документооборот, и отражение в учете Поставщика, как правило, отражается как перепродажа услуги. А именно:

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру, которая заносится им в книгу покупок с выделением входного НДС;

Поставщик в свою очередь, после получения счета-фактуры от транспортной компании, выставляет счет-фактуру от своего имени в адрес Покупателя, указывая в ней себя в качестве продавца оказываемой услуги, отражая ее в Книге продаж с выделением начисленного НДС.

В учете данные операции принято отражать следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76 - услуги оказаны транспортной компанией Поставщику

Дебет 76 Кредит 91 - расходы по услугам предъявлены Поставщиком Покупателю

Однако, в данной схеме есть риски не признания ИФНС права на применение вычета Покупателем товаров предъявляемого ему за услуги по транспортировке.

Минфин РФ в своих письмах от 22.10.13 №03-07-09/44156 и от 06.02.13 №03-07-11/2568, указывает на то, что полученные продавцом товаров денежные средства от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке, подлежат включению в налоговую базу по НДС у Продавца товаров. Что касается НДС, предъявленный перевозчиком по услугам доставки товаров, подлежит вычету у Продавца товаров в общеустановленном порядке.

Дело в том, что в данной схеме Продавец не является агентом, так как отсутствуют существенные признаки агентского договора (п.1 ст.1005 ГК РФ). Минфин РФ перечисляемые возмещения увязывает с оплатой поставляемых товаров. А значит, предъявленный транспортной компанией НДС принять к вычету может только Продавец, так как на основании счета-фактуры, услуга была предоставлена ему. Покупатель же по мнению Минфина не вправе предъявить к вычету входной НДС, так услуга была оказана транспортной компанией иному юридическому лицу.

Итак:

Резюмируя все вышеизложенное, при выборе метода взаимоотношений с покупателями товаров и транспортными компаниями, а также порядка учета указанных услуг, Обществу следует оценить положительные и отрицательные моменты каждого из способов доставки и способов учета расходов по доставке.

Первые два варианта, по нашему мнению, являются полностью безопасными с точки зрения и бухгалтерского учета, и налогообложения НДС, и вопросов документирования операций.

При использовании третьего варианта, для исключения рисков споров с налоговыми органами по поводу квалификации отношений по транспортировке как агентских отношений, необходимо:

Либо заключить отдельный агентский договор на организацию доставки товаров;

Либо в договор поставки товаров включить существенные условия агентского договора (смешанный договор), в том числе информацию о вознаграждении агента.

Аваков С.В.

При передвижении товаров от поставщика до покупателя имеют место расходы по доставке товаров. В зависимости от условий договора поставки эти расходы оплачивают полностью или поставщик, или покупатель, или какую-то часть поставщик, а остальную часть - покупатель. В статье В.В. Патрова, д.э.н., профессора (Санкт-Петербургский государственный университет) речь, в основном, пойдет об учете расходов по доставке товаров, оплачиваемых покупателем, поскольку это наиболее сложный для учета вариант.

Примечание:

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Если расходы по доставке оплачивает поставщик, он включает их в цену продажи товаров. Сами расходы по перевозке наемным транспортом отражаются на дебете счета 44 "Расходы на продажу", с которого по окончании месяца списываются на дебет счета 90 "Продажи" в уменьшение прибыли от продаж.

Положение по бухгалтерскому учету 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) предусматривает два варианта учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых до момента их передачи в продажу*.

Примечание:
* Состав этих затрат перечислен в пункте 6 ПБУ 5/01. Поскольку их наибольшую долю составляют затраты по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором (транспортные расходы), в дальнейшем будем говорить только об их учете.

В пункте 6 ПБУ 5/01 предлагается включить их в себестоимость товаров, а в пункте 13 - в состав расходов на продажу. Выбор одного из этих вариантов должен быть отражен в приказе об учетной политике.

Рассмотрим проблему этого выбора подробнее. Начнем с простой ситуации.

Организация закупила товар одного наименования. Сумму, уплаченную за перевозку товара, организация решила включить в себестоимость товаров.

Для расчета транспортных расходов на единицу товара нужно общую сумму транспортных расходов разделить на количество (массу) данного товара и полученную сумму прибавить к покупной цене.

Но на практике в абсолютном большинстве случаев в сопроводительных документах поставщиков указываются товары нескольких наименований (иногда нескольких десятков). Здесь общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями. Возникает вопрос, пропорционально какой базе распределять транспортные расходы: стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? Результат распределения (расходы на единицу товара) будет различным в зависимости от базы распределения.

Включение транспортных расходов в себестоимость товаров увеличивает трудоемкость бухгалтерской работы, разрушает логику учета, ибо, выбирая ту или иную базу распределения расходов, бухгалтер получает в каждом случае разную себестоимость единицы наименований товаров.

Рассматривая данную проблему, мы исходим из того, что величина транспортных расходов по той или иной партии товаров указана в соответствующем документе. Однако часто на практике эту величину трудно, а иногда и невозможно рассчитать.

Многие организации заключают договоры на перевозку ценностей с автотранспортными организациями и рассчитываются за эти услуги по часовому тарифу.

В этом случае автомашина в течение дня может совершить несколько рейсов, перевозя несколько партий товаров.

Кроме того, автомашина может использоваться и для других целей: перевозки материалов, основных средств и т. п. В этих условиях определить сумму расходов по доставке товаров от поставщиков крайне затруднительно.

Те же проблемы сохраняются и в случае, если организация имеет собственный транспорт.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в большинстве случаев включение транспортных расходов в себестоимость товаров нецелесообразно, и их лучше списывать на счет 44 "Расходы на продажу".

В организациях, учитывающих транспортные расходы в составе расходов на продажу, возможны два варианта их учета:

1) без составления расчета издержек обращения на остаток товаров;

2) с составлением данного расчета.

Первый вариант вытекает из пункта 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации", согласно которому все коммерческие расходы на продажу, могут полностью признаваться в себестоимости проданных товаров, т. е. по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, могут списываться на дебет счета "Продажи", и в этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

При втором варианте сумма издержек обращения на остаток товаров (ИООТ) рассчитывается по формуле:

Показатель "ТРН" берется из расчета за предыдущий месяц (как его конечный результат). Он может быть также определен как дебетовое сальдо счета 44 на начало месяца, за который составляется расчет.

Показатель "ТРП" определяется по данным аналитического учета к счету 44.

Показатель "ОК" определяется как сальдо счета 41 на конец месяца.

Показатель "Р" для обеспечения его сопоставимости с "ОК" должен определяться по-разному в зависимости от учетных цен на товары. Если товары учитываются по стоимости приобретения, следует брать дебетовый оборот по счету 90-2 "Себестоимость продаж" за месяц, а если по продажным ценам - кредитовый оборот счета 90-1 "Выручка" также за месяц.

Посредством этого расчета транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения на остаток товаров остается на счете 44 "Расходы на продажу" как его дебетовое сальдо, а все остальные расходы списываются по окончании месяца проводкой:

Дебет 90 "Продажи" субсчет "Расходы на продажу" Кредит 44 "Расходы на продажу"

Следовательно, исходя из правил нормативных документов по бухгалтерскому учету, торговые организации имеют право самостоятельно решать вопрос о составлении или несоставлении расчета издержек обращения на остаток товаров, указав на это в приказе об учетной политике.

Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, рекомендуется (п. 228) составлять вышеуказанный расчет, если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением и доставкой товаров, составляет более десяти процентов от общего объема выручки от продажи, а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т. п.).

Налоговый учет транспортных расходов

В статье 320 НК сказано, что "… в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров.., если они не учтены в стоимости приобретения товаров… При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением товаров." Таким образом, в налоговом учете расходы на доставку товаров от поставщика до покупателя также могут отражаться двумя способами: включаться в фактическую себестоимость товаров или списываться на дебет счета 44 "Расходы на продажу".

В этой же статье НК РФ говорится:

Поскольку в статье 320 НК расходы на доставку товаров до склада покупателя отнесены к прямым расходам, они подлежат распределению между реализованными товарами и остатком непроданных товаров, т. е. должен составляться расчет издержек обращения на остаток товаров по вышеуказанной формуле.

Таким образом, если в нормативных документах по бухгалтерскому учету говорится, что организации имеют право выбора: составлять расчет издержек обращения на остаток товаров или не составлять, то в НК РФ однозначно сказано о необходимости такого составления. Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учета целесообразно вести учет расходов по доставке товаров с составлением расчета издержек обращения на остаток товаров. Вместе с тем, если величина транспортных расходов несущественна, их можно в полной сумме списывать на уменьшение прибыли от продаж.

Где следует отражать издержки обращения на остаток товаров?

В Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (далее Указания), об этом ничего не сказано. В пункте 27 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н и признанных утратившими силу приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, говорилось: "… сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), приходящаяся на остаток непроданных товаров и сырья, отражается в бухгалтерском балансе по статье "Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)" группы статей "Запасы"" . По нашему мнению, при отсутствии конкретных рекомендаций по данному вопросу в Указаниях многие бухгалтеры продолжают руководствоваться вышеуказанными Методическими рекомендациями. В связи с этим возникают следующие вопросы. Во-первых, какое может быть в торговле "незавершенное производство"? Во-вторых, если организация занимается несколькими видами деятельности (в т. ч. производством и торговлей), то у нее по вышеуказанной статье будут отражаться общей суммой два совершенно разнородных показателя: остаток незавершенного производства (по производственной деятельности) и издержки обращения на остаток товаров (по торговой деятельности). Аналитика данной статьи вследствие этого будет весьма сомнительна. Кроме того, в данном случае будет затруднен расчет по балансу себестоимости остатка товаров из-за отсутствия в явном виде суммы издержек обращения на остаток товаров. По нашему мнению, последний показатель следует отражать по статье "Готовая продукция и товары для перепродажи" вместе со стоимостью остатков товаров.

Сегодня при недобросовестности контрагентов реальность осуществления хозяйственных операций является определяющим условием получения налоговой выгоды (при условии проявления налогоплательщиком должной осмотрительности). На этом основывается современная судебная практика.

Имеются прецеденты признания налоговой выгоды необоснованной по причине исключительно отсутствия реальности поставки. Но их в разы меньше, чем практики признания налоговой выгоды необоснованной по причине отсутствия должной осмотрительности. О последнем зачастую свидетельствует отсутствие реальной предпринимательской деятельности контрагентов.

Факт реальности поставки должен быть документально подтвержден

Реальность для целей доказывания обоснованности налоговой выгоды означает не просто выполнение работ (поставку товаров) как таковых. Это выполнение работ (поставка товара) именно контрагентом налогоплательщика или посредством контрагента налогоплательщика.

При оценке реальности хозяйственных операций (на примере договора поставки) документами должны подтверждаться:

  • реальность договора поставки (динамика заключения договора);
  • реальность доставки товара (транспортная логистика).

Налоговые органы при проверке обоснованности налоговый выгоды (вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль) особое внимание уделяют реальности доставки товара от поставщика покупателю. Если товар доставлялся автотранспортом, настаивают на наличии товарно-транспортной накладной (ТТН) по форме 1-Т. По мнению налоговиков, только ТТН может подтвердить реальность доставки товара покупателю.

Такая позиция основывается на следующем. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе ТТН, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

Отсутствие ТТН при признании поставщика недобросовестным может послужить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Причем даже при наличии должной осмотрительности со стороны покупателя.

Нужна ли ТТН при доставке товара своими силами?

Налоговые органы при проведении проверок до 25 июля 2011 года требовали от налогоплательщиков ТТН даже в случаях, когда налогоплательщики не являлись заказчиками перевозки или перевозка осуществлялась собственным транспортом.

Судебная практика по вопросу необходимости наличия ТТН у покупателя при доставке товара силами поставщика (или собственным транспортом) до декабря 2010 года была противоречивой. Ситуация прояснилась, когда Высший Арбитражный Суд РФ постановил, что ТТН по форме 1-Т служит документом для учета работ на автомобильном транспорте. Так как налогоплательщик не являлся заказчиком по договору перевозки грузов, то для принятия товара к учету и применения вычета по НДС достаточно ТОРГ-12.

Аналогичную позицию позднее занял Минфин России. Он разъяснил, что если организация не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН по форме 1-Т либо ТОРГ-12.

Таким образом, если сторона договора поставки не привлекает перевозчика, ТТН может не быть. Однако необходимо помнить, что в случае признания контрагента недобросовестным налоговый орган всегда будет требовать подтверждения реальности поставки и только ТОРГ-12 будет недостаточно.

Новая транспортная накладная

Ситуация изменилась 15 апреля 2011 года, когда были утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки), в которых содержится новая форма транспортной накладной (ТН) и четко регулируется, что ТН подтверждает заключение договора перевозки.

Они вступили в силу с 25 июля 2011 года. С этого момента ТТН по форме 1-Т не применяется для целей оформления договоров перевозки.

Новая транспортная накладная не содержит товарного раздела, перечня и стоимости товара. Вместо этого указывается наименование груза, его количество, масса (грузовые места) и ценность.

Новая накладная предназначена исключительно для оформления услуг по перевозке грузов силами привлеченных перевозчиков. Факт передачи товара, как и ранее, фиксируется накладной по форме ТОРГ-12.

Однако с принятием Правил перевозки стороны могут применять ТТН по форме 1-Т для перевозки товара собственным автотранспортом. Минфин также разъяснил, что в случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и накладная не составляется. А затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

На это обстоятельство необходимо обратить особое внимание. Так как ТТН по форме 1-Т содержит товарный раздел и стоимость переданного водителю для перевозки товара, использование ТТН по форме 1-Т при перевозках собственным автотранспортом позволит подтвердить факт передачи товара водителю и суть поручения на перевозку. Если товар будет утерян водителем, данная накладная будет служить основанием для привлечения его к ответственности.

Как подтвердить реальность доставки с помощью новой накладной?

Новая транспортная накладная применяется только в отношениях по перевозке силами привлеченных перевозчиков. Несмотря на это налоговые органы, если контрагент будет признан недобросовестным, скорее всего признают налоговую выгоду необоснованной при отсутствии накладной даже в случае перевозки товара собственным транспортом.

Как же обосновать реальность доставки товара и правильно оформить транспортные документы?

При поставке товара существуют следующие варианты взаимодействия контрагентов:

  • доставка товара своим транспортом и своими силами;
  • доставка товара силами привлеченного перевозчика;
  • доставка товара с помощью экспедитора.

Комплект документов у сторон зависит от того, на ком лежит обязанность по доставке товара.

Обратим внимание, что реальность поставки необходимо подтверждать как покупателю, так и поставщику.

Доставка товара осуществляется своим транспортом и своими силами

В данном случае сторонний перевозчик не привлекается, договор перевозки не заключается. Не оформляется и транспортная накладная.

Лицо, на котором лежит обязанность по доставке, имеет в собственности или аренде транспортные средства и штат своих или привлеченных водителей. Стороне, осуществляющей доставку товара и использующей свои транспортные средства, необходимо списывать горюче-смазочные материалы (ГСМ).

В связи с этим комплект документов у поставщика и покупателя будет зависеть от того, на кого договором возложена обязанность по доставке товара.

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы товарно-материальные ценности (ТМЦ), путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

ТТН по форме 1-Т (или по своей форме) может оформляться по желанию стороны и не является обязательной. ТТН по форме 1-Т является дополнительным доказательством реальности операции по поставке товара.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя поставщика, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

ТТН может оформляться по желанию стороны и не является обязательной.

В случае если покупатель не является грузополучателем (товар следует сразу покупателю (грузополучателю)), то путевого листа у покупателя не будет. В данной ситуации рекомендуем оформлять ТТН по форме 1-Т.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на водителя на получение ТМЦ, путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя покупателя, доверенность на водителя покупателя, которому были переданы ТМЦ.

Водитель должен иметь путевой лист. Из путевого листа покупателю (и поставщику) будет ясно, чей водитель доставляет (получает) ему (у него) груз и привлекал ли поставщик (покупатель) перевозчика.

Товарно-транспортная накладная

Доставка товара осуществляется силами привлеченного перевозчика

В данном случае лицо, на котором лежит обязанность по доставке, привлекает стороннюю организацию для осуществления перевозки.

Отношения по перевозке оформляются договором перевозки. Согласно п. 6 Правил перевозки, транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Таким образом, договора перевозки в виде единого документа может и не быть.

Помимо единого документа, договор перевозки может быть оформлен заказом на перевозку и транспортной накладной. При наличии рамочного договора перевозки заказчик для выполнения каждой конкретной перевозки подает перевозчику заявку на перевозку. Разницы между заявкой и заказом нет.

Обязанность по доставке лежит на поставщике

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, договор перевозки (может не быть), заказ или заявку на перевозку, транспортную накладную, доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ.

Оформлять одновременно и ТТН по форме 1-Т, и транспортную накладную не требуется. Если товары на учет принимаются по ТОРГ-12, то ТТН по форме 1-Т не требуется. Для учета расходов по перевозке достаточно транспортной накладной.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, транспортную накладную, копию путевого листа на водителя, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

В случае если покупатель не является грузополучателем, то транспортной накладной и путевого листа у него не будет. Тогда рекомендуем запрашивать у поставщика копию ТН, подтверждающей, что товар доставлен грузополучателю.

Обязанность по доставке лежит на покупателе

В комплект документов у покупателя входят: договор поставки, ТОРГ-12, договор перевозки (может не быть), заказ или заявка на перевозку, транспортная накладная, доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

В комплект документов у поставщика входят: договор поставки, ТОРГ-12, транспортная накладная, копия путевого листа на водителя перевозчика, доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

Обращаем ваше внимание, что налоговые органы считают обязательным наличие транспортной накладной и у поставщика, и у покупателя в любом случае при перевозке товара автотранспортом. Так как ТТН (по форме 1-Т) оформлялась в 4 экземплярах, то у грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика должны быть экземпляры накладной в обязательном порядке.

Никитина В. Ю.,
аудитор

Приобретенный товар или готовую продукцию надо доставить до покупателя. И доставку можно оформить разными способам и, у каждого из которых есть свои плюсы и минусы…

Когда цена доставки включена в цену товара, и его обязан доставить продавец, то возможны два варианта действия:
- поставщик самостоятельно доставляет готовую продукцию, а продавец - товар,
- транспортные услуги заказываются поставщиком или продавцом специализированному перевозчику.

Как правильно оформить первичные документы
С 2013 г. по правилам Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» применение ранее утвержденных Росстатом унифицированных форм первичных учетных документов не является обязательным. Важно, чтобы в документе содержались все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона, и форма документов была утверждена нормативным документом организации.

Вместе с тем в ряде писем Минфин РФ отмечает, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов и в соответствии с ними, в частности, транспортные документы (письмо от 28.01.13 № 03-03-06/1/36).

В статье автор будет называть унифицированные формы первичных документов, утвержденные ранее Росстатом. Если руководитель организации утвердит применение этих форм, то они будут являться первичным учетным документом, подтверждающим факт хозяйственной жизни. Если стороны будут применять иную форму документов, лучше согласовать это в договоре (ст. 421 ГК РФ). В этом случае, по нашему мнению, учетная политика организации должна содержать положение о том, что согласованные сторонами документы признаются первичными документами организации.

Итак, передача покупателю товаров и готовойпродукции оформляется товаросопроводительными документами, например: товарной накладной (униф. форма № ТОРГ-12, утв. постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132); накладной на отпуск материалов u1085 на сторону (ф. № М-15, утв. постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а).

Поставщик оформляет на имя покупателя и счет-фактуру. В документах указываются только проданные товары или готовая продукция. Никакого упоминания об услугах по доставке, оказанных продавцом или поставщиком, в данных документах не будет, поскольку услуга по доставке товаром не является.

Документальным подтверждением транспортных расходов у продавца в случае оказания услуг собственным транспортом являются путевые листы с маршрутом следования, чеки на приобретение ГСМ, договоры аренды (если используется арендованный автотранспорт) и т. д.

В случае оказания услуг с привлечением сторонней транспортной организации - договор на оказание транспортных услуг, а также: транспортная накладная при использовании автомобильного транспорта; железнодорожная накладная и грузовая квитанция - железнодорожный транспорт и т. д.

Учет у продавца
НДС. Если доставка включена в стоимость товара, то она увеличивает цену реализации товара, готовой продукции. НДС уплачивается уже с конечной цены товара, т. е. с учетом стоимости доставки (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Предъявленная сторонней транспортной организацией сумма НДС при оказании услуг доставки у продавца подлежит вычету при наличии счета-фактуры (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). И при условии, что продавец является плательщиком НДС.

Налог на прибыль. В доходы поставщика включается выручка от реализации, которая рассчитывается исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, без учета НДС (п. 1 ст. 248, п. 2 ст. 249 НК РФ). Поэтому в выручку от реализации товара включается его полная стоимость, которая сформирована с учетом стоимости доставки.

Продавец, применяющий метод начисления, должен признать выручку от реализации товара на дату доставки и перехода права собственности (п. 3 ст. 271 НК РФ).

При кассовом методе сумма, полученная от покупателя, включается в доходы в периоде ее поступления в кассу или на расчетный счет организации (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Затраты на доставку товара или готовой продукции покупателю учитываются продавцом как расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253, ст. 320 НК РФ). Транспортные расходы продавца являются косвенными независимо от того, используется собственный транспорт или транспорт сторонней организации (п. 1 ст. 268, ст. 318 и 320 НК РФ).

Бухучет. При таком варианте формирования цены реализации, стоимость доставки будет одной из составляющих выручки от реализации товаров или готовой продукции. На дату перехода права собственности на товар, готовую продукцию поставщик и продавец признает выручку от реализации (пп. 5, 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Выручка признается в полной сумме, исходя из цены товара, включающей и стоимость доставки, не выделяемую в документе.

Расходы поставщика, продавца по транспортировке товара или готовой продукции до покупателей, возникающие непосредственно в процессе продажи (перепродажи) товаров, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Но как именно и на каких счетах учитывать транспортные расходы, в ПБУ 10/99 не указано. В п. 10 ПБУ 10/99 установлено, что «правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету».

Безусловно, следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.01 № 119н (далее по тексту - Методические указания по МПЗ). В них содержатся рекомендации по учету транспортных расходов при закупке материально-производственных запасов и реализации готовой продукции. По мнению автора, правила, изложенные в Методических указаниях по МПЗ, более подходят для производственных, неторговых предприятий и организаций.

В то же время торговые организации склонны руководствоваться Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утв. Роскомторгом 20.04.95 № 1- 550/32-2 (далее - Методикой Роскомторга). Этот документ с 2002 г. утратил силу для целей алогового учета (письмо МНС РФ от 06.06.02 № ВГ-6-02/800) в связи с вступлением в силу гл. 25 НК РФ и отменой постановления Правительства РФ от 05.08.92 № 552.

Но Минфин РФ в письмах от 29.04.02 № 16-00-13/03, от 05.12.02 № 04-02-06/1/155 разрешил руководствоваться ранее утвержденными отраслевыми нормативами с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности до утверждения соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг). Безусловно, в части, не противоречащей принятым позже нормативным документам по бухгалтерскому учету. Таким образом, торговые организации имеют право руководствоваться Методикой Роскомторга в части, не противоречащей действующим законодательным и нормативным актам. Поскольку Методика Роскомторга в настоящее время не является обязательной к применению, рекомендуем торговым организациям выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике либо указать, что организация руководствуется методикой, изложенной в этом документе.

Доставка транспортом продавца
1. Вначале рассмотрим вариант учета расходов на доставку готовой продукции собственным транспортом у неторговой организации при условии, что расходы не возмещаются покупателем. При учете будем руководствоваться пп. 212 и 214 Методических указаний по МПЗ. В них указано следующее.

При организации учета затрат на производство расходы, связанные с работой собственного транспорта организации (затраты транспортного цеха), учитываются, как правило, на счете учета вспомогательных производств, т. е. на счете 23 «Вспомогательные производства».

Затраты организации, связанные с транспортировкой готовой продукции, не подлежащие u1086 оплате покупателем отдельно , учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» с кредита счета учета вспомогательных производств.

Одновременно с формированием дебиторской задолженности за покупателями относятся в дебет счета учета продаж расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж согласно принятому в организации порядку распределения расходов на продажу (кредит сч. 44).

Пример 1 (неторговая организация, доставка собственным транспортом)
ООО «Предприятие» продает покупателю собственную готовую продукцию. По условиям договоров поставки в обязанности поставщика входит доставка продукции до склада покупателя, при этом ее стоимость включена в цену продукции (отдельно не выделяется и не взимается).

В течение месяца покупателям было отгружено продукции на 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.).
Фактическая себестоимость проданной продукции - 540 000 руб.

Производственная компания имеет в своей структуре транспортный цех, который доставляет готовую продукцию до покупателя. Расходы транспортного цеха формируются на счете 23.

Расходы транспортного цеха по доставке продукции за месяц: амортизация основных средств - 3620 руб., заработная плата водителей и страховые взносы - 52 080 руб., израсходованные ГСМ - 6000 руб.

В учете предприятие сделает такие учетные записи:


Дт 90- 2 Кт 43 - 540 000 руб. - списана проданная продукция по фактической себестоимости;
Дт 23 Кт 02 - 3620 руб. - начислена амортизация основных средств транспортного цеха;
Дт 23 Кт 70, 69 - 52 080 руб. - начислена заработная плата работникам транспортного цеха и страховые взносы;
Дт 23 Кт 10-3 - 6000 руб. - списаны израсходованные ГСМ;
Дт 44 Кт 23 - 61 700 руб. (3620 + 52 080 + 6000) - включены фактические расходы транспортного цеха на доставку продукции покупателям в состав расходов на продажу (коммерческих расходов);
Дт 90 Кт 44 - 61 700 руб. - списаны коммерческие расходы (сумма указана в части расходов на доставку продукции покупателям) в конце месяца;
Дт 90-9 Кт 99 «Прибыли и убытки» - 398 300 руб.(1 180 000 - 180 000 - 540 000 - 61 700) - выявлен и списан по итогам месяца финансовый результат от продажи продукции (прибыль).

2. Рассмотрим, как доставку товаров до покупателя с использованием собственного транспорта может отразить торговая организация , руководствуясь п. 2.2 Методики Роскомторга. В нем указано, что расходы, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) товаров и продуктов транспортом и персоналом предприятия торговли, подлежат включению в соответствующие статьи издержек обращения и производства (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

При этом не делается оговорка об особенностях учета таких расходов в ситуациях, когда покупатель оплачивает доставку отдельно от стоимости товара или возмещает ее стоимость в цене товара. Это очень важное положение. Независимо от того, будет ли выступать транспортная организация в дальнейшем покупателем или продавцом, будут ли возмещаться транспортные расходы отдельно покупателем или будут включаться в цену товара, торговая организация при работе собственного транспорта одинаково их учитывает - она не включает такие расходы в состав транспортных расходов.

Пример 2 (торговая организация, доставка собственным транспортом)
ООО «Продавец» продает товар с условиями доставки до склада покупателя. Стоимость доставки включена в цену товара. Общая цена поставки - 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС - 180 000 руб.). Себестоимость товара -540 000 руб.

Для доставки товара «Продавец» использует собственный автомобиль. Расходы за месяц: амортизация автомобиля - 3620 руб., заработная плата водителя и страховые взносы - 52 080 руб., израсходованные ГСМ - 6000 руб.

В учете продавец сделает записи, аналогичные записям предприятия, показанным в Примере 1. Разница только в том, что предприятие отражало расходы на счете 23 с последующим списанием на счет 44. А торговая организация собирает стоимость транспортных расходов по доставке товара до покупателей прямо на соответствующих субсчетах к счету 44 (учет ГСМ, амортизация автомобиля, заработная плата с начислениями персонала и др.):
Дт 44 Кт 70, 69 - 52 080 руб. - начислена заработная плата водителю за отчетный месяц и страховые взносы;
Дт 44 Кт 02 - 3620 руб. - начислена амортизация автомобиля;
Дт 44 Кт 10-3 - 6 000 руб. - отражены расходы на ГСМ.

По окончании месяца все указанные расходы торговая организация списывает с кредита счета 44 в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Коммерческие расходы».

Доставка транспортом сторонней организации
1. Поставщик может привлечь для перевозки готовой продукции стороннюю организацию.

Если цена реализации сформирована на условиях включения стоимости доставки, т. е. транспортные расходы не возмещаются покупателем, в бухгалтерском учете поставщику следует руководствоваться п. 215 Методических указаний по МПЗ. В нем указано следующее.

Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями, не подлежащие оплате покупателями продукции, списываются с кредита счета учета расчетов (по лицевому счету расчетов с транспортными организациями) в дебет счета «Расходы на продажу», а соответствующая сумма списывается в дебет счета «Налог на добавленную стоимость по выполненным работам и оказанным услугам».

Пример 3 (неторговая организация заказывает доставку транспортной организацией)
Изменим условия Примера 1 в части транспортных расходов.

ООО «Предприятие» для доставки своей готовой продукции покупателям воспользовался услугами транспортной компании ООО «Транспортник». Стоимость услуг составила 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.).

В учете предприятие сделает такие учетные записи в части учета транспортных расходов:
Дт 44 Кт 60 - 100 000 руб. - затраты по транспортировке готовой продукции, не возмещаемые покупателем, включены в состав расходов на продажу без НДС;
Дт 19 Кт 60 - 18 000 руб. - учтен входной НДС со стоимости доставки;
Дт 68 Кт 19 - 18 000 руб. - отражен налоговый вычет;
Дт 90 Кт 44 - 100 000 руб. - коммерческие расходы по доставке отнесены на расходы отчетного периода.

2. Доставку товаров до покупателя торговая организация может также заказывать сторонней транспортной организации.

В п. 2.2 Методики Роскомторга указано, что на статью «Транспортные расходы» относятся:
- оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
- оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие услуги;
- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и т. п.);
- плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т. п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
- плата за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Пример 4 (торговая организация заказывает доставку транспортной организации)
ООО «Продавец» продает товар с условиями доставки до склада покупателя. Стоимость доставки включена в цену товара.

В течение месяца покупателям было продано товаров на 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.). Фактическая себестоимость проданного товара - 540 000 руб.
Для доставки товара «Продавец» воспользовался услугами транспортной компании ООО «Транспортник».

Стоимость услуг составила 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.).
Торговая организация отразит услуги сторонней организацией на счете 44 по позиции «Транспортные расходы», а НДС примет к учету на основании счета-фактуры поставщика услуг и примет налог к вычету.

Дт 62 Кт 90-1 - 1 180 000 руб. - отражена выручка от продажи продукции;
Дт 90- 3 Кт 68 - 180 000 руб. - начислен НДС;
Дт 90- 2 Кт 41- 540 000 руб.- списана стоимость проданных товаров по покупной стоимости;
Дт 44 Кт 60 - 100 000 руб. - отражены расходы на доставку товаров покупателям силами сторонней транспортной организации (без НДС);
Дт 19 Кт 60 - 18 000 руб. - отражен НДС, предъявленный транспортной организацией;
Дт 68 Кт 19 - 18 000 руб. - предъявлен к вычету НДС по транспортным услугам.

Если торговая организация включает затраты по доставке товаров до покупателя в состав расходов на продажу (счет 44 субсчет «Транспортные расходы»), то она вправе эти затраты полностью учесть в себестоимости проданных товаров (п. 9 ПБУ 10/99).

Другими словами, по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, могут списываться на дебет счета 90, и счет 44 будет иметь на конец месяца нулевое сальдо.

В то же время мы обращаем внимание, что транспортные расходы, связанные с приобретением товаров самой торговой организацией и учтенные в составе коммерческих расходов по правилам п. 9 ПБУ 10/99, Инструкции по применению Плана счетов, п. 2.18 Методики Роскомторга, могут списываться на счет 90 «Продажи» полностью или рассчитываться на остаток нереализованных товаров. В этой связи, по возможности, следует разделить транспортные расходы, связанные с доставкой проданных товаров до покупателя, и транспортные расходы, связанные с приобретением товаров самой торговой организацией.

Если разделение возможно, то расходы по доставке товаров до покупателя не будут формировать величину незавершенных расходов, т. е. будут полностью учтены в составе коммерческих расходов в бухгалтерском учетах.

Если разделение невозможно, тогда придется рассчитывать общие транспортные расходы, приходящиеся на остаток нереализованного товара, по крайней мере, для целей налога на прибыль (ст. 320 НК РФ). С целью сближения учетов целесообразно в последнем случае рассчитывать этот показатель и в бухгалтерском учете.

Метод учета, списания транспортных расходов и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, определяется в учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету.

Учет у покупателя
НДС. Основанием для принятия «входного» налога к вычету является счет-фактура продавца, выставленный при реализации соответствующих товаров (п. 3 ст. 168 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Покупатель, который не оплачивает доставку товаров, вправе заявить по ним вычет НДС на основании счета-фактуры, без товарно-транспортной накладной (письма Минфина РФ от 30.10.12 № 03-07-11/461, от 22.12.11 № 03-03-10/123).

Налог на прибыль. Сам факт получения товаров не влечет каких-либо последствий при налогообложении прибыли независимо от того, какой метод - начисления или кассовый - применяет покупатель.

Расходы на приобретение имущества учитываются в зависимости от того, что именно приобрел налогоплательщик. Затраты на сырье и материалы признаются по мере их списания в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Затраты на товары для перепродажи включаются в налоговую базу при их реализации (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Торговые организации формируют стоимость приобретенных товаров по правилам ст. 320 НК РФ. Но в данном случае цена приобретения включает расходы по доставке, поэтому проблем с формированием цены в любом случае нет.

Бухучет. Приобретенное имущество принимается к учету по фактической себестоимости, определяемой исходя из всех затрат организации на приобретение этого имущества (пп. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», пп. 7, 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

На основании представленных поставщиком документов покупатель просто принимает к учету
материально-производственные запасы или основные средства. При этом первоначальная стоимость
имущества равна цене приобретения. Транспортные услуги в налоговом и бухгалтерском учете не возникают.

Также по этой теме.