Электронное судопроизводство (Гусева Т.А., Соловьева А.Ю.). Электронное судопроизводство: отечественный опыт – достоинства и недостатки Гражданский процесс внедрение электронного правосудия

Актуальные проблемы применения электронного правосудия в России

Электронное правосудие является новацией современного российского права. Действительно, в настоящее время во многих сферах и областях деятельности человека широко используются современные информационные и коммуникационные технологии. Этот процесс также охватывает и судопроизводство, а именно идет активное использование и правовое закрепление применения новейших информационных технологий. Так что же понимается под термином электронное правосудие, и какие возможности оно нам предоставляет?

Электронное правосудие - это способ осуществления правосудия, основанный на использовании информационных технологий. Оно включает в себя целый ряд систем, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов и систем автоматизации судопроизводства. Электронные инструменты обеспечивают абсолютную открытость и доступность судов, улучшение качества судейской работы, сокращение издержек и максимальное удобство для участников спорных правоотношений.

Электронное правосудие предоставляет участникам судебного процесса различные возможности: подача обращений и отправка необходимых документов в суд в электронной форме; отслеживание движения дела в суде в электронном виде через сеть Интернет; получение уведомлений о решении суда с помощью электронных средств связи, проведение судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи, транслирование заседаний в режиме онлайн в сети интернет и ряд других возможностей.

Опыт применения информационных технологий в судебном процессе давно применяется в зарубежных странах. Так, США начали внедрение информационных систем в суды еще в 80-е годы прошлого столетия. В Российской Федерации же активное становление и использование системы электронного правосудия началось после принятия основных концепций и программ в данной сфере, таких как федеральная целевая программа «Электронная Россия»2002 года , федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России»2002 года и концепция региональной информатизации до 2010 года.

Но даже за этот период времени можно выявить положительные аспекты применения средств электронного правосудия. Во-первых, на наш взгляд необходимо отметить - это экономия средств не только граждан, но и государства в целом. Так, используя электронные ресурсы для подачи искового заявления в суд, гражданин затрачивает меньшее количество денежных средств, чем подавая его непосредственно в суд (лично или через представителя) или же почтовым отправлением с объявленной ценностью. Ведь по сути дела, заполняя электронную форму на сайте соответствующего суда, гражданин платит только за выход в интернет; отправляя же исковое заявление и пакет необходимых документов по почте, ему приходится платить определенный сбор, который будет зависеть и от веса, и от объявленной стоимости пересылаемых материалов; направляясь же в суд самостоятельно, гражданин затрачивает средства на проезд, а так как место нахождения ответчика, может находиться на довольно далеком расстоянии от места проживания истца (что особенно характерно для арбитражного процесса), то здесь, на наш взгляд, расходы будут максимальными. Также заметно экономит денежные средства такой элемент электронного правосудия, как видеоконференцсвязь. Ведь при использовании данного вида связи нет необходимости затрачивать средства из соответствующего бюджета на перевозку одного или нескольких лиц, находящихся в следственных изоляторах в здание суда, особенно это актуально при подаче кассационной жалобы. Кроме того, это и очень удобный формат для участников экономических споров, ведущих, например, свою деятельность на территории разных субъектов РФ. Например, если одна из сторон по арбитражному делу находится, скажем, во Владивостоке, - нет необходимости ехать для участия в процессе в Москву. Достаточно прийти во Владивостоке в арбитражный суд, в котором судьей будут удостоверены полномочия, составлен протокол заседания, и представитель этой стороны, находясь там, будет участвовать в судебном заседании, проходящем в Москве. Очевидна экономия, как денежных средств, так и сил.

Также необходимо отметить такой важный показатель как экономия времени как работников суда и судей, так и участников судебных разбирательств, при использовании электронного правосудия. У сотрудников аппарата сокращается время на обслуживание посетителей, а участники процесса могут, не выходя из дома (офиса), подавать заявления, отслеживать движение дел в суде, оперативно получать уведомления суда, участвовать в заседаниях в режиме онлайн.

Однако существует ряд проблем, тормозящих использование возможностей электронного правосудия. И первое, на что следует обратить особое внимание - это недостаточная развитость законодательства. Наиболее актуальной является проблема защиты информации, хранимой в системах электронного правосудия или передаваемой с помощью них. Для повышения уровня безопасности выделяются огромное количество финансовых и трудовых ресурсов, так как нарушение хотя бы одного из аспектов безопасности данных (целостности, конфиденциальности, доступности) может принести огромный ущерб, как судам, так и участникам процесса, но, несмотря на это указанная проблема остается не решенной.

Кроме того, в России стоит больше внимания уделять совершенствованию процессуального законодательства, так как создание многих возможностей невозможно без соответствующих изменений в текущем законодательстве. Что касается судов общей юрисдикции, стоит отметить необходимость создания единых банков судебных дел и актов, а также разработки систем доступа к ним. На практике не решенной остается проблема подробного закрепления в процессуальном законодательстве порядка проведения судебного заседания с использованием видеоконференцсвязи. Ведь действительно, возможность ее использования закреплена, но не конкретизирована, в связи, с чем возникает ряд нерешенных вопросов, например, не закреплен обязательный порядок немедленного ознакомления с документами, представленными другой стороной в качестве доказательств. Также суд зачастую ссылается на отсутствие технической возможности их немедленного предоставления (например, отсутствие факсимильной связи). В свою очередь тот, кто не видит представленного документа, лишается права высказать по этому поводу свое соображение. Однако, этот документ может оказаться решающим. В результате при вынесении решения суд может допустить ошибку. В дальнейшем, если сторона сможет доказать, что документы, с которыми не удалось ознакомиться, хотя бы в косвенной форме свидетельствовали об отсутствии того или иного события или порочности того или иного доказательства, решение суда может быть отменено вышестоящими инстанциями по причине не исследования всей полноты доказательств.

Стоит отметить и различный уровень информационно-технического оснащения судов различных регионов. К сожалению, не во всех регионах существует техническая возможность применения всех элементов электронного правосудия. Эта проблема связанна, как с недостаточным финансированием со стороны государства, так и с нехваткой профессиональных кадров в сфере применения информационных технологий.

И последнее, на чем хотелось бы заострить особое внимание - это недостаточный уровень образованности и информированности в рассматриваемой сфере жителей страны, а зачастую, и сотрудников судов. Граждане не осведомлены о возможностях использования новых информационных технологий. На наш взгляд, необходимо проведение различных программ и мероприятий, направленных на повышение грамотности граждан и их осведомленности об имеющихся возможностях. Данные программы должны проводиться не только на федеральном уровне, как это имеет место быть на сегодняшний день, но и на региональном.

Таким образом, стоит сделать вывод о том, что электронное правосудие в России и в мире развивается, причем достаточно быстро, так как опыт его применения является исключительно положительным. В связи с этим считаем необходимым уделять достаточное внимание проблемам электронного правосудия, так как именно оно обеспечивает прозрачность и доступность судебного делопроизводства.


Электронное правосудие: итоги и перспективы//интернет-интервью с Председателем Арбитражного суда Калужской области Сергеем Юрьевичем Шараевым, 2011 URL: http://www. garant.ru/action/regional/271319/

Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 137-141.

ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

AVAILABILITY OF JUSTICE AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF ELECTRONIC LEGAL PROCEEDINGS

Ю. А. КОНДЮРИНА (U. A. KONDYURINA)

Анализируется влияние внедрения современных информационных технологий в гражданское и арбитражное судопроизводство на обеспечение доступности правосудия.

Ключевые слова: арбитражный процесс; гражданский процесс; электронное правосудие; доступность правосудия; принципы судопроизводства; информационные технологии.

In the article the author analyzes the impact of the introduction of modern information technologies in civil and arbitration proceedings to ensure access to justice.

Key words: arbitration trial; civil proceedings; electronic justice; access to justice; principles of justice; information technology.

Широкое применение информационных технологий во всех сферах общественных отношений является следствием того, что информатизация коснулась арбитражного и гражданского судопроизводства.

Совершенствование средств социальной коммуникации, приведшее к беспрецедентному в истории человечества ускорению обмена информацией, не могло не изменить характера взаимодействия «человек - общество - государство». Это не могло не отразиться на гражданском судопроизводстве, представляющем собой одну из важнейших форм такого взаимодействия .

Наиболее развитые в экономическом и техническом отношении зарубежные страны в течение ряда лет активно внедряют информационные и коммуникационные технологии в судебную систему и судопроизводство, что коренным образом меняет судебную систему, позволяет говорить о формировании электронного правосудия .

Процесс информатизации судопроизводства для каждой страны индивидуален как по характеру проводимых мероприятий, так и по времени применения. Во всех странах внедрение информационных технологий в

судах сопровождалось принятием нормативных правовых актов, регламентирующих электронный документооборот, и разработкой специального программного обеспечения. В России работы по информатизации судов проводятся достаточно давно. Применение информационных технологий в Российской Федерации актуально по многим причинам. Это, прежде всего, большая территория страны, инстанционность судебной деятельности и иные обстоятельства. Результатом информатизации судов стала концепция электронного правосудия.

Мир сегодня развивается в парадигме информационных технологий и движется в сторону формирования «сетевого» общества, живущего в режиме онлайн. Интернет и предоставленные им возможности прочно заняли место в жизни большинства населения, поэтому очень логично, что широкое распространение получает «электронное правосудие», причём этот термин имеет неодинаковое содержание и трактовку для различных стран . Среди основных целей электронного правосудия зарубежные комментаторы выделяют следующие: сделать судебные учреждения более доступными, улучшить

© Кондюрина Ю. А., 2016

управление «бумажными» процедурами, сократить рабочее время работников судов .

Электронное правосудие представляет собой систему, состоящую из элементов, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов, и систем автоматизации судопроизводства. Электронное правосудие является собирательным термином, поскольку в данном понятии отображаются признаки совокупности однородных элементов, представляющих собой единое целое, содержание такого понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, только ко всей совокупности в целом.

Электронное правосудие представляется лишь инструментом, технологией, позволяющей на новом этапе развития общества сделать рассмотрение дел в судах более эффективным, оптимизировать рассмотрение дел .

Проанализировав действующее процессуальное законодательство, можно выделить следующие основные элементы системы электронного правосудия:

1. Подача процессуальных документов в электронной форме через официальный сайт арбитражного суда в сети «Интернет».

2. Формирование состава суда, обеспечиваемое автоматизированной информационной системой (АИС) «Судопроизводство».

3. Размещение информации о движении дела на сайте судов. Получение автоматических уведомлений о движении дела через систему «Электронный страж». Получение судебных извещений в электронной форме.

4. Электронные доказательства.

5. Аудиопротоколирование судебных заседаний.

6. Применение системы видеоконфе-ренц-связи.

7. Размещение в автоматизированной информационной системе (АИС) «Судопроизводство» и в картотеке арбитражных дел на сайте суда судебных актов по всем делам, рассмотренным арбитражными судами. Размещение судебных актов в государственной автоматизированной системе российской Федерации (ГАС) «Правосудие».

Использование в арбитражном и гражданском процессе электронных инструментов призвано обеспечить абсолютную открытость и доступность судов, улучшить качест-

во судейской работы, сократить издержки и создать максимальное удобство для участников процесса. Система электронного правосудия позволяет наиболее эффективно и рационально выстраивать организационно-процессуальные отношения между судами и внутри судов, а также между судами и лицами, участвующими в деле.

Применение современных информационных технологий является наиболее эффективным в арбитражном и гражданском процессе при условии обеспечения реализации принципа доступности правосудия.

В юридической литературе принцип доступности правосудия понимают как обеспеченную законом возможность беспрепятственно обратиться в суд за защитой своих прав и получить судебную защиту .

Содержание принципа доступности правосудия не раскрывается в АПК РФ и ГПК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г., а затем присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Согласно Федеральному закону от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российская Федерация в соответствии со ст. 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Действие Конвенции о защите прав человека и основных свобод повлекло внедрение в гражданское и арбитражное судопроизводство Российской Федерации принципов, напрямую не закрепленных в российском законодательстве. К таким принципам относится и принцип доступности правосудия.

В ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Право на справедли-

вое судебное разбирательство») указано, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних, для защиты частной жизни сторон или, в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

Принцип доступности правосудия предполагает, что каждый гражданин должен иметь реальную, практическую возможность осуществить защиту своих прав в судебном порядке. Доступность правосудия проявляется также в отсутствии чрезмерных препятствий на пути обращения в суд и рассмотрения дела в суде, в адекватном размере государственной пошлины.

Основными критериями оценки доступности правосудия являются:

1) информированность о судах, их структуре и порядке работы;

2) информированность о порядке и условиях подачи заявлений;

3) размер судебных расходов;

4) возможность пользоваться услугами представителей.

Использование в гражданском и арбитражном судопроизводстве современных технологий вносит соответствующие изменения в практическую реализацию принципа доступности правосудия.

Два первых критерия отражают общую организацию судебной деятельности. Помимо размещения соответствующей информации на стендах, в брошюрах и т. п., находящихся непосредственно в специальном (для посетителей) помещении суда, для обеспечения доступности правосудия необходимо, чтобы данная информация размещалась на сайтах судов.

№ 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» принцип доступности правосудия эффективно реализуются по первым двум критериям.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в ст. 6 предусматривает, что одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ст. 10 данного Закона суды для размещения информации о деятельности судов используют сеть «Интернет», в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. Также Закон предусматривает, что в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».

Статья 14 указанного Закона содержит перечень основной информации о деятельно -сти судов, размещаемой в сети «Интернет»:

1) общая информация о суде (наименование суда, наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; организационная структура суда, а также структурные подразделения аппарата суда; полномочия суда; перечень законов, регламентирующих деятельность суда; регламент суда, инструкция по делопроизводству в суде и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда);

2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде (требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд; сведения о размере и порядке уплаты государственной по-

шлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде; сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учётом особенностей соответствующего судопроизводства);

3) тексты судебных актов, размещаемые с учётом требований Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования; порядок обжалования судебных актов;

4) разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел;

5) порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле;

6) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;

7) информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судьям по делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, включая содержание вне-процессуальных обращений и сведения об их субъектах;

8) данные судебной статистики;

9) информация о кадровом обеспечении суда и прочее.

Размещение указанной информации на сайтах судов значительно облегчает доступ к правосудию для различных субъектов общественных отношений. Данная информация должна размещаться в сроки, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и законных интересов (ч. 7 ст. 14).

Кроме того, возможности реализации принципа доступности правосудия с учётом

первых двух критериев повышаются в значительной степени с учётом применения и развития таких элементов системы электронного правосудия, как размещение в автоматизированной информационной системе (АИС) «Судопроизводство» и в картотеке арбитражных дел на сайте суда судебных актов по всем делам, рассмотренным арбитражными судами, размещение судебных актов в государственной автоматизированной системе российской Федерации (ГАС) «Правосудие», подача процессуальных документов в электронной форме через официальный сайт арбитражного суда в сети «Интернет», размещение информации о движении дела, получение автоматических уведомлений о движении дела через систему «Электронный страж», получение судебных извещений в электронной форме.

Одним из основных элементов системы электронного правосудия является использование в судах видеоконференц-связи. Применение видеоконференц-связи в арбитражном и гражданском процессе обеспечивает лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса возможность при содействии суда по месту их фактического нахождения принять непосредственное участие в судебном заседании. Участие лиц в судебном процессе через видеоконференц-связь влияет на третий критерий принципа доступности правосудия (размер судебных расходов), так как позволяет снизить размер судебных расходов в связи с тем, что такие лица не несут расходы по проезду к месту рассмотрения дела и расходы на проживание, а также экономят свое время.

Что касается четвёртого критерия (возможность пользоваться услугами представителей), то возможности системы электронного правосудия позволяют упростить доступ к правосудию, правосудие становится доступным даже без представителей. Размещение на сайтах судов образцов заявлений, обращений, жалоб, предоставление специальных компьютерных программ по расчёту го -сударственной пошлины, определению сроков, подведомственности и подсудности дел создают широкие возможности участия в судопроизводстве для лиц, не имеющих специального юридического образования и не желающих по каким-либо причинам воспользоваться услугами представителей.

С одной стороны, новые технологии упрощают доступ к правосудию, с другой - могут ограничить его. Речь идёт о такой категории лиц, участвующих в деле, которые не владеют навыками работы с современными информационными технологиями или не имеют соответствующего оборудования, программного обеспечения, возможности использования сети «Интернет». Такие лица будут вынуждены обращаться за помощью к профессиональным юристам, что значительно сужает их право на доступ к правосудию, а при отсутствии достаточных финансовых возможностей получить профессиональную юридическую помощь такое право невозможно будет реализовать. С учётом данного фактора установление электронной судебной коммуникации как единственной формы общения участников гражданского и арбитражного процесса, когда право использования электронных технологий переходит в обязанность, будет создавать чрезмерные препятствия на пути обращения в суд и ограничивать доступность правосудия как возможность свободной реализации гражданами права на судебную защиту.

В данном случае интересен опыт Израиля, где было принято одно из приемлемых решений: обеспечить возможность электронной подачи документов в суд бесплатно в специальных клиниках, а также в общественных центрах, где поданные в письменной форме документы сканируются и заносятся в информационную систему работниками аппарата таких организаций. Заслуживают внимания и другие варианты решения проблемы, например создание похожих систем в зданиях судов .

Таким образом, условием эффективно -сти применения современных информационных технологий в арбитражном и гражданском процессе выступает обеспечение доступности правосудия. В то же время новые технологии вносят изменения в реализацию принципа доступности правосудия. Посред-

ством электронных технологий доступ к правосудию упрощается. Основной проблемой, связанной с принципом доступности правосудия, является вопрос императивности электронной формы процесса. Представляется, что такая обязательность будет несовместима с принципом доступности правосудия, так как право доступа к правосудию и право быть услышанным стороной, не имеющей технического оборудования или доступа в сеть «Интернет», будет нарушено, если не будет найдено оптимальное решение, которое позволит обеспечить возможность участия в судопроизводстве для указанной категории участников арбитражного и гражданского процесса.

1. Курочкин С. А. Гражданский процесс в системе социального управления // Арбитражный и гражданский процесс. - 2010. - № 7. -С. 39.

2. Решетняк В. И. Электронное правосудие в гражданском процессе Сингапура // Российский юридический журнал. - 2012. - № 2. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Кудрявцева Е. В. Тенденции развития английского гражданского процессуального права после принятия Правил гражданского судопроизводства // Вестник гражданского процесса. - 2012. - № 2. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Кудрявцева Е. В. Внедрение информационных технологий в гражданское судопроизводство // Закон. - 2011. - № 2. - С. 51.

5. Терехова Л. А. Электронное правосудие: учебное пособие. - Омск, 2013. - С. 11.

6. Сидоренко В. М. Принцип доступности правосудия и проблемы его реализации в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2002. - С. 7.

7. Малешин Д. Я., Филатова М. А., Ярков В. В. Тенденции развития современного гражданского процесса // Вестник ВАС РФ. - 2008. -№ 11. - С. 97.

Что же понимается под термином электронное правосудие и какие возможности она представляет нам. Электронное правосудие - это способ осуществления правосудия, основанный на использование информационных технологий. Оно включает в себя целый ряд систем, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов, систем автоматизации судопроизводства. Электронные инструменты обеспечивают абсолютную открытость и доступность судов, улучшение качества судейской работы, сокращение издержек и максимальное удобство для участников спорных правоотношений.

Электронное правосудие предоставляет участникам судебного процессы различные возможности: подача обращений и отправка необходимых документов в суд в электронной форме, отслеживание движения дела в суде, в электронном виде, через сеть интернет, получение уведомлений о решении суда с помощью электронных средств связи, проведение судебных заседаний с использованием видеоконференц связей, транслирование заседаний при режиме онлайн в сети интернет и ряд других возможностей. Также необходимо отметить такой важный показатель, как экономия времени как работников суда и судей, так и участников судебных разбирательств, при использовании электронного правосудия. У сотрудников аппарата сокращается время на обслуживание посетителей, а участники процесса могут, не выходя из дома подавать заявления, отслеживать движение дела в суде, оперативно получать уведомления суда, участвовать в заседаниях суда в режиме онлайн.

Таким образом, следует стоит сделать вывод о том, что электронное правосудие к Казахстане развивается причем достаточно быстро, так как опыт его применения является исключительно положительным. В связи с этим, считаю необходимым уделять достаточно внимание проблемам электронного правосудия, так как именно оно обеспечивает прозрачность и доступность судебного делопроизводства.

Государство, внедряя информационные технологии в гражданский процесс, реализуя модели электронного правосудия в целом, в основу ставит в качестве стратегической задачи доступность правосудия. Немаловажным является наличие в сервисе виртуальных услуг СМС оповещение участников процесса, а также аудио протоколирование хода судебного заседания. На сегодняшний день плюс электронного правосудия для всех наиболее очевидна. Во первых- это удобство для участников процесса, многим из которых приходится не по одному разу преодолевать сотни км, чтобы подать те или иные документы через канцелярию суда либо направлять документы почтой. Соответственно, это экономия на почтовых расходах, снижение роли человеческого фактора в судебном процессе, повышение его эффективности, приобщение к стандартам, которые приняты в цивилизованном мире. Во - вторых, изменен порядок извещения участников процесса. Информация о времени, месте и дате очередного слушания ныне поступает сторонам прямо на мобильный телефон в виде СМС сообщений.

Таким образом, последовательно наращиваются возможности суда как главного правозащитного института, полагаю, что наше современное судопроизводство по законодательному регулированию и практике его применения обладает многими признаками характерными для правосудия стран с развитой демократической правовой системой.

Судья

Есильского районного суда

Акмолинской области Саян Жилхайдаров

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В связи с развитием новых медиа, актуально стало говорить и о применении их в правовой сфере, а именно в отправлении правосудия. В настоящей статье (что важно) мы будем анализировать не зарубежный опыт (что стало традиционным), а собственный опыт, который уже дал определенные результаты. Поэтому цель сводится к следующему - через анализ достоинств и недостатков отечественного опыта применения новых медиа в судопроизводстве, определить степень эффективности электронного судопроизводства в России. Мы рассмотрим технические новинки, которые уже начали применяться на различных стадиях судопроизводства, нас будут интересовать положительные и отрицательные результаты их использования.

Наиболее активно информатизация внедряется в систему арбитражных судов России. Так, в арбитражных судах:

функционируют системы автоматизации процессов судопроизводства и делопроизводства, позволяющие оптимизировать процессы судебного и общего делопроизводства, а также сбора и обработки судебной статистики;

применяется электронное распределение дел;

созданы WEB-сайты, содержащие регулярно обновляемую информацию о деятельности каждого суда;

установлены информационно-справочные киоски c автоматизированной информационной системой, подключенные к сети Интернет, использование которых позволяет посетителям арбитражных судов оперативно получить информацию о суде, графиках судебных заседаний и принятых судебных актах;

внедрена автоматизированная информационная система публикации судебных актов «Банк решений арбитражных судов» (БРАС), являющаяся единым централизованным ресурсом, содержащим в себе тексты принятых судебных актов;

в свободном режиме доступны информационные сервисы, размещенные на WEB-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: «Картотека ___|C<_арбитражных дел» (содержит сведения обо всех делах, рассматриваемых арбитражными судами), «Мобильная картотека» (обеспечивает доступ к картотеке дел для пользователей мобильных устройств);

«Электронный страж» (позволяет оперативно отслеживать информацию о регистрации новых дел и прохождении рассматриваемых дел по конкретному участнику спора (указанная информация доставляется адресату посредством электронной почты);

введена система подачи процессуальных документов в электронном виде «Мой арбитр»;

на WEB-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации доступны сервисы «Календарь судебных заседаний»; «Президиум онлайн» (позволяет любому заинтересованному лицу посмотреть процесс рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ) а также возможно использование нового механизма распространения информации - твиттера, который позволяет пользователям существенно упростить процесс получения информации;

функционирует веб-сервис «Система подачи жалоб на действия судей и работников аппарата арбитражных судов», предназначенный для подачи жалоб и отслеживания их прохождения в суде, при этом предусмотрена анонимность подобного обращения.

Высший Арбитражный Суд, как мы наблюдаем, является передовым в техническом оснащении, а точнее в развитии электронного правосудия. Электронные ресурсы других высших судов, которые существует в сети Интернет, не могут похвастаться таким же набором функций, посмотрим, что имеют они, так же будут рассмотрены сайты некоторых городских и областных судов.

Электронный ресурс Верховного Суда РФ имеет «Электронную справочную», где можно найти тексты судебных актов, справочную информацию по делам и по жалобам, расписание судебных дел, результаты обжалования НПА.

К сожалению, сайт Конституционного Суда не имеет того, что указано выше у ВС РФ, здесь электронное правосудие не находится даже в зачаточном виде.

К примеру, на электронном ресурсе Курганского областного Суда так же имеется возможность поиска рассмотренных дел и расписание назначенных дел к слушанию.

В Курганском городском Суде используется система получения извещений через электронную почту или смс-рассылку.

Анализ технических достижений в других судах не является столь обширным, как у ВАС РФ, поэтому далее будем обсуждать новшества, используемы именно в Высшем Арбитражном Суде, что поможет сделать вывод, нужны ли нам подобные новшества во всей судебной системе или нет.

Начнем с первого этапа - подача искового заявления в электронном виде.

Достоинства: позволяет сэкономить временной ресурс, так как отправка возможна при помощи сети Интернет, не выходя из дома, вместе с тем, экономия денежных средств, особенно, в случае нахождения в разных городах.

Недостатки: Они связаны с техническими недоработками некоторых моментов, пока не нашли способ идентификации предоставленных исковых заявлений (вынуждены просить предоставления оригинала в качестве подтверждения или лично прийти лицу, подавшему исковое заявление), самим работникам суда приходится распечатывать их в целях приобщения к материалам дела, так как ещё не развит электронный документооборот, при чем не все заявления разрешено подавать таким образом.

Извещения

Достоинства: Извещения посредством электронной почты или смс - рассылки, конечно, более оперативные и менее затратные, в этой связи они представляют меньше сомнений в их применении, где недостатки не столь значительны.

Недостатки: Возникает проблема неравенства участников, которые получают электронное извещение, и обычное - почтовое, думается, что это незначительная проблема. Сложнее с тем, как определить дошло ли сообщение и как считать в таком случае лиц извещенными надлежащим образом, в этой связи следует совершенствовать технические возможности.

Электронные доказательства

Достоинства: Упрощенность их предоставления, что способно сэкономить денежные средства, и время.

Недостатки: С другой стороны, чтобы признать электронное доказательство имеющим юридическую силу, необходимо использовать технические разработки, как электронная цифровая подпись, что пока не является общедоступным, вместе с тем в законе нет указаний на необходимую форму (реквизиты) таких доказательств, что требует законодательных доработок.

Видеоконференц-связь при рассмотрении дела в суде

Достоинства: Экономия временного и денежного ресурса, особенно, для участников иного места жительства.

Недостатки: Считается, что такой способ судебного разбирательства ведет к нарушению принципа непосредственности, что может грозить вынесением решения суда, основанного на недостоверных доказательствах, ведь реальной возможности ознакомления с доказательствами, предоставляемыми стороной через видеоконференц-связь у суда нет. Так же остается пока неясным, как решать вопрос о взятии подписки свидетеля о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний, и другие вопросы, где необходимо реальное присутствие лица.

Происшедшие изменения, о которых речь шла выше, значительны, все они призваны обеспечить экономность, доступность и мобильность судебного процесса, что на сегодняшний день является приоритетным в его развитии. Однако, внедрение технических новинок, зачастую, усложняют тот или иной процесс, в силу его недоработки до логического завершения.

Остальным судам Российской Федерации следует пойти по пути, проложенному Высшим Арбитражным Судом по внедрению информационных технологий, при этом учитывать не только достоинства, но и недостатки этих процессов, в целях их исключения. В первую очередь, необходимо продумать работу технических изобретений до мелочей (с учетом отечественного опыта), после разработать новое процессуальное законодательство (опять же опираясь на данный опыт), и после этого - непосредственно применять. Только в таком виде технические новинки себя оправдают, создадут, действительно, эффективное судопроизводство. Стоит отметить, что начинать следует с первых уровней судебной системы - мировых судей, что даст первый опыт в небольших масштабах.

Список литературы

    Лазарева И.В. «Актуальные вопросы развития электронного судопроизводства в России» // информационный ежемесячник «Верное решение» № 1, 2013.

    Князев С.Н., Бержанин А.А. «Проблемы становления электронного судопроизводства в Республике Беларусь» // «Проблемы управления» № 2 (23), 2007.

И.Ю. НОСКОВ, и.о. помощника судьи 54-го отделения Арбитражного суда г. Москвы Рассматриваются цели и возможности внедрения электронного правосудия в работу органов судебной системы России. Анализируются проблемы, проявившиеся в процессе применения электронного правосудия в арбитражных судах страны, предлагаются меры по их разрешению.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Страницы в журнале: 120-123

И.Ю. НОСКОВ,

и.о. помощника судьи 54-го отделения Арбитражного суда г. Москвы

Рассматриваются цели и возможности внедрения электронного правосудия в работу органов судебной системы России. Анализируются проблемы, проявившиеся в процессе применения электронного правосудия в арбитражных судах страны, предлагаются меры по их разрешению.

Ключевые слова: электронное правосудие, совершенствование судебной системы, судебная практика, арбитражные суды.

Introduction of the e-justice system as the most important area of improvement the judicial system of the Russian Federation

Noskov I.

In this article are considered purposes and possibilities of application of electronic justice in judicial system of Russia. Are analysed the problems which have proved in the course of practice of application of electronic justice in arbitration courts of the country. Some measures under their permission are offered.

Keywords: electronic justice, perfection of judicial system, judiciary practice, arbitration courts.

Одним из направлений политики нынешнего руководства страны является внедрение современных информационных технологий в работу государственных органов всех ветвей власти.

Внедрение информационных новшеств направлено прежде всего на повышение эффективности деятельности государственных органов. Использование информационных технологий объединяется термином «электронное государство», что, в свою очередь, включает такие понятия, как «электронное правительство», «электронный парламент» и «электронное правосудие».

Под электронным правосудием (e -justice ) понимается способ отправления правосудия, основанный на использовании технических систем с цифровой обработкой данных.

Тенденция внедрения информационных технологий в работу органов судебной системы наблюдается не только в Российской Федерации, но и в других развитых странах. Проводятся различные международные конференции и форумы, на которых обсуждаются проблемы и перспективы такого внедрения. Так, с 25 по 28 октября 2010 г. в Пекине состоялась 4-я сессия Форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона по судебному реформированию, тема которой формулировалась как «Использование технологий для улучшения работы судов». В сессии приняли участие представители многих стран, в том числе и России. Делегацией от Российской Федерации освещались вопросы: обеспечения всеобщей доступности судебных актов, размещаемых в базе решений арбитражных судов; внедрения информационных сервисов арбитражных судов, обеспечивающих значительную экономию времени для сторон в процессе; а также онлайн сервисов, таких как прямая трансляция заседаний Президиума ВАС РФ, создание личных кабинетов в сети Интернет в рамках онлайн-сервиса «Мой суд», позволяющих консолидировать и оперативно отслеживать информацию по делам, находящимся в производстве.

Внедрение электронного правосудия получило законодательное закрепление в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.08.2006 № 1082-р), а также в Федеральном законе от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее - Закон № 262-ФЗ). Президентом РФ 15.12.2010 дано поручение № Пр-3645 по дальнейшему развитию информационных технологий в целях повышения открытости и доступности правосудия в Российской Федерации.

Законом № 262-ФЗ закреплена одна из главных целей функционирования электронного правосудия, а именно основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, к которым относятся:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

Лидером в работе по внедрению электронного правосудия стала система арбитражных судов страны, на примере которой лучше всего заметны возможности электронного правосудия, его плюсы и минусы, влияние на работу системы, а также перспективы развития.

Необходимость электронного правосудия обусловлена, кроме всего прочего, резко выросшей в последние годы нагрузкой на суды. Только за 2010 год в арбитражные суды Российской Федерации поступило 1 208 737 исковых заявлений!

Электронное правосудие применительно к арбитражному судопроизводству законодательно закреплено в Федеральном законе от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Хотелось бы отметить, что не следует путать понятия «электронное правосудие» и «информатизация судов». Н.Н. Федосеева совершенно верно отмечает, что «информатизация судов предполагает, что суды используют в своей деятельности компьютеры и иную технику в качестве подсобного средства, но не как процессуальное средство».

В отличие от электронного правосудия, «информатизация судов» - понятие более узкое. Электронное правосудие включает в себя информатизацию судов, оно в настоящее время позволяет:

Производить аудио- и видеозапись судебных заседаний;

Проводить судебные заседания при помощи видео-конференц-связи;

Подавать жалобы на действия судей и работников аппарата арбитражных судов при помощи системы подачи жалоб;

Просматривать судебные акты арбитражных судов в электронном виде;

Подавать исковые заявления и другие документы в электронном виде;

Получать по электронной почте информацию об изменениях по конкретному делу;

Переводить сайты арбитражных судов на иностранные языки при помощи специализированной программы;

Распределять поступающие исковые заявления при помощи электронной программы, в которой учитывается график работы судей, их загруженность, специализация и другие факторы.

Всеми перечисленными возможностями участники арбитражного процесса могу беспрепятственно пользоваться уже сейчас. В отличие от зарубежных стран, использование системы электронного правосудия в Российской Федерации носит безвозмездный характер, только отдельные услуги являются платными.

Активно ведется деятельность по дальнейшему усовершенствованию функций электронного правосудия. Так, появилась возможность ознакомления с судебными актами посредством мобильных устройств с операционной системой Android , смартфонов iPhone .

Благодаря внедрению информационных технологий осуществление правосудия становится более открытым, доступным. Например, использование видео-конференц-связи позволяет участникам арбитражного процесса участвовать в судебном заседании, несмотря на отдаленность от суда, в котором рассматривается дело, экономя свое время и денежные средства.

Доступ сторон к судебным актам, размещенным на сайтах арбитражных судов, дает им больше времени на подготовку к судебным заседаниями, так как не приходится ожидать получения судебного акта по почте. Более того, электронное правосудие позволило обязать стороны предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи в случае получения первого судебного акта по рассматриваемому делу.

Аудио- и видеозаписи также способствуют повышению качества правосудия. Это и дисциплинирует стороны процесса, и позволяет освежить в памяти некоторые моменты того или иного судебного заседания. Информационные технологии помогают создать единую информационную систему, объединяющую суды, Федеральную службу судебных приставов, налоговые инспекции и другие государственные органы.

Однако наряду с достоинствами электронного правосудия на стадии его внедрения был выявлен и ряд недостатков. Так, некоторые заявители дублируют подачу исковых заявлений в электронном виде еще и их представлением непосредственно в суд, опасаясь, что по тем или иным причинам электронное заявление в суд не попадет. Таким образом в суде оказывается два дела по спору между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям, одно из которых судьям приходится оставлять без рассмотрения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ. Все это приводит к дополнительным затратам времени (которого и так недостает), как судьей, так и сотрудников аппарата суда. Данный недостаток заставляет задуматься о необходимости создать специальную систему, которая бы позволила отслеживать поступающие исковые заявление на предмет их дублирования.

Еще одной проблемой по внедрению электронного правосудия являются трудозатраты по переводу судебных актов и иных документов в электронный вид. Достаточно много времени у судей, их помощников и других сотрудников аппарата судов занимает размещение документов в программном комплексе. Более того, на данный момент размещаются только судебные акты, а не все материалы, имеющиеся в деле. Впоследствии планируется создание так называемого электронного дела, которое будет представлять собой судебное дело в электронном виде. Создание электронного дела потребует сканирования или иного способа перевода всех имеющихся материалов дела в электронный вид, что повлечет за собой еще большее количество трудовых затрат и затрат времени.

Единого подхода к данной проблеме нет, и множество специалистов работают над ее решением. В качестве примера одного из таких решений можно привести зарубежный опыт: в ряде иностранных государств суды обязывают заявителей представлять документы не только в бумажном, но и в уже отсканированном виде, тем самым снимая с суда работу по переводу документов в электронный вид. Каким образом будет решен этот вопрос в России, покажет время.

Очень важен, по нашему мнению, вопрос защиты тех документов, которые принимают электронный вид. Как показывает всемирная практика, электронные системы, имеющие ценную информацию, периодически подвергаются нападению различных вредоносных программ. Защите электронного правосудия необходимо уделить достаточно внимания, чтобы польза от него не перешла в свою противоположность. По этому поводу Е.В. Цыганова, начальник отдела информатизации и связи Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, и А.В. Иванов, специалист отдела информатизации и связи того же суда, пишут: «Рост степени автоматизации обработки данных, интеграция в базах данных информации больших объемов, различного назначения и принадлежности, долговременное хранение сведений, расширение круга пользователей, имеющих доступ к ресурсам автоматизированных систем, важность и ответственность решений, принимаемых на основе автоматизированной обработки, широкая территориальная расположенность и повышение циркуляции информации между автоматизированными системами - все это способствует их уязвимости. Появляется угроза нарушения конфиденциальности, возрастает возможность изменения и искажения информации, ее блокирования и уничтожения. Вследствие вышесказанного необходимо выработать единую техническую политику, организационные и координирующие работы по защите информации, особенно передающейся по телекоммуникационным каналам связи».

Несмотря на существующие трудности и проблемы по внедрению электронного правосудия, работа по его созданию является современным и очень перспективным средством совершенствования судебной системы Российской Федерации.

Несомненно, для достижения более эффективного и правильного функционирования системы электронного правосудия необходимо время. Время требуется не только создателям системы для ее совершенствования и развития, но и самим пользователям - для того, чтобы ее освоить и привыкнуть к ней.

Электронное правосудие в России еще достаточно молодо, что является несомненным плюсом. Начальник Управления информатизации и связи ВАС РФ И.С. Соловьев в своем интервью для информационного портала Право.ru отмечает: «Мы в силу своей “юности” очень заряжены на все самое современное, креативное, высокотехнологичное в своей области деятельности. Я бы сказал, что мы, в хорошем смысле этого слова, амбициозны и даже несколько агрессивны в стремлении продвигаться вперед, занимать лидирующие позиции».

Важно отметить, что внедрение электронного правосудия положительно влияет не только на работу судебной системы, но и на функционирование других государственных органов. В арбитражном процессе участвуют не только физические и юридические лица, но зачастую и государственные органы. Это подтверждает то известное положение общей теории систем, что внесение изменений в функционирование одного из элементов системы влечет за собой изменение также в других ее элементах, с которыми он взаимодействует.

Библиография

1 Федосеева Н.Н. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы перспективы // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 9. С. 3.

2 Цыганова Е.В., Иванов А.В. Информационные грани арбитражной судебной системы // Арбитражные споры. 2009. № 3. С. 5.

Поделитесь статьей с коллегами: