Характер социально-экономической дифференциации населения: сравнительный анализ России и Европы. Тест "социальная стратификация и мобильность " Важнейший критерий экономической дифференциации

Вариант №1

ЧАСТЬ А

А1


Важнейший критерий экономической дифференциации современного общества -

А2
По какому из указанных признаков образована социальная общность «рабочие»?

А3
Директор предприятия принимает решение о приеме на работу и увольнении сотрудников – это пример проявления его

А4
Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека?
А. Все социальные статусы имеют формальную определенность , закреплены и защищены законом.

Б. Все социальные статусы приобретаются от рождения.

А5
Менее обеспеченный человек не может получить консультацию врача-специалиста. Этот пример – иллюстрация

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Общество навязывает людям определенные социальные роли.

Б. Принятие социальной роли, ее исполнение всегда носит личностную окраску.

А7
В стране Л. 20% богатейших семей владеют 75 % общего количества акций промышленных прекдприятий. В то же время более 30% семей находится за чертой бедности. Этот пример – иллюстрация

А8
Дед гражданки К. был крестьянином , мать – ветеринаром, К., получив среднее образование , переехала в город и после окончания института работает учительницей в городском лицее. Этот пример - иллюстрация

А9
Какое социальное явление иллюстрирует следующий исторический факт: в эпоху Средневековья бывший раб Геббон стал архиепископом Реймса?

А10

Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль

ЧАСТЬ В

В1
Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу , «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане , буддисты, протестанты , либералы, католики.
Ответ: ______________________________________________.

В2
Прочитайте приведенный ниже текст , каждое положение которого пронумеровано. 1.Данные Всероссийской переписи населения 2002 года свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн. превышает численность мужчин. 2. На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. 3. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-х летнего возраста. 4. Нетрудно предположить , что такое соотношение оказывает неблагоприятное воздействие на институт брака и семьи.

Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву , обозначающую его характер. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

ЧАСТЬ С

С1


Приведите три примера, иллюстрирующие различные пути перемещения людей из одной группы в другую.

Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

Тест № 8. Многообразие социальных групп. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 10 КЛАСС

1 вариант

А1 .К критериям экономической дифференциации современного общества относят

1) политические убеждения 2) размер получаемого дохода

А2 .По какому из указанных признаков образована социальная общность «врачи»?

1) территориальному 2) этносоциальному 3) стратификационному 4) профессиональному

А3 .Директор предприятия принимает решение о приеме на работу и увольнение сотрудников. Этот пример иллюстрирует проявление

1) социальной роли 2) социальной стратификации 3) социального лифта 4) социального контроля

А4. Понятие «социальная роль» используется для обозначения

1) положения личности в обществе 2) изменения социального статуса

3) социального различия 4) ожидаемого обществом поведения личности

А5 .Малообеспеченный человек не может получить консультацию врача-специалиста. Этот пример – иллюстрация

1) социальной нормы 2) социальной стратификации

3) социального неравенства 4) социальной мобильности

А6.

А. Социальные роли определяются социальными ожиданиями.

Б. Принятие социальной роли, ее исполнение всегда носит личностную окраску.

А7. В стране Z 20% богатейших семей владеют 75 % общего количества акций промышленных предприятий. В то же время более 30 % семей находятся за чертой бедности. Этот пример иллюстрирует

1) социальную мобильность 2) социальную стабильность

3)социальный контроль 4) социальное неравенство

А8.

А. В современном обществе социальная мобильность определяется изменением структуры экономики.

Б. В современном обществе одним из определяющих факторов социальной мобильности является доступность образования.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9.

А.В процессе социализации человек усваивает способы и нормы жизни в обществе.

Б. Результатом социализации является усвоение образцов поведения, способов успешного исполнения социальных ролей.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1.

А) москвичи 1) территориальный

Б) русские 2) этносоциальный

В) провинциалы

Г) белорусы

Д) воронежцы

В2 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Данные Всероссийской переписи населения 2010 г. свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн. превышает численность мужчин. (Б) На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. (В) Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста. (Г) Нетрудно предположить, что такое соотношение оказывает неблагоприятное воздействие на институт брака и семьи.

Определите, какие положения текста носят

С1. Назовите и проиллюстрируйте примерами три возможных способа перемещения людей из одной социальной группы в другую.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 10 КЛАСС

2 вариант

А1. К критериям политической дифференциации современного общества относят

1) доступ к власти 2) размер получаемого дохода 3) престиж профессии 4) личный авторитет

А2. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?

    Социально-классовый 2) этносоциальный 3) демографический 4) территориальный

А3. Социальная роль, которую способен исполнять подросток наряду со взрослым,-

    Заемщик банка 2) покупатель в магазине 3) пайщик кооператива 4) водитель такси

А4. Ожидаемое поведение личности, связанное с ее положением в обществе и типичное для данной общественной группы,- это

    социальный престиж 2) социальная роль 3) социальная адаптация 4) социальный статус

А5. В стране Z наиболее качественное образование платное. Оно недоступно многим гражданам. Этот пример – иллюстрация

1) Социальной нормы 2) социальной стратификации

3) социального неравенства 4) социальной мобильности

А6. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. В одно и тоже время человек может исполнять несколько социальных ролей.

Б. Находясь в семье, человек обладает целым набором социальных ролей.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Какое понятие используют для характеристики любых изменений в социальном положении индивида или социальной группы?

1) социальная стратификация 2) социальная мобильность 3) социальный лифт 4) социальное неравенство

А8. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. В современном обществе высок уровень социальной мобильности, статусные социальные группы открыты для новых членов.

Б. В качестве социальных лифтов, обеспечивающих вертикальную мобильность, сегодня выступают образование, профессиональная деятельность.

А9. Верны ли следующие суждения о социализации человека?

А. Социализацией называют процесс освоения индивидом культуры общества.

Б. В процессе социализации человек развивает качества, нужные для успешной жизни в обществе.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между примерами и типами социальных групп.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

А) подростки 1) демографические

Б) агрономы 2) профессиональные

В) преподаватели

Г) женщины

Д) пенсионеры

В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Каждый человек в своей жизни исполняет множество социальных ролей. (Б) Сущность социальной роли составляет ожидаемое окружающими поведение человека в определенных условиях.

(В) Так, в семье мужчина может одновременно выступать в роли мужа, отца, сына. (Г) Можно предположить, что зачастую социальная роль вытесняет или, по меньшей мере, затеняет собственное «Я» у многих людей.

Определите, какие положения текста носят

    Фактический характер 2) характер оценочных суждений

С1. Назовите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Ответ запишите на отдельном листе.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 10 КЛАСС

3 вариант

А1. Человек должен быть вежливым и уважительным в общении с другими людьми. Это требование

    этических норм 2) эстетических норм 3) правовых норм 4)ритуалов

А2. Эстетические нормы, в отличие от других социальных норм,

    закрепляются нормативно-правовыми актами

    обеспечиваются силой государственного принуждения

    предполагают веру в сверхъестественные силы

    закрепляют представления о прекрасном и безобразном

А3. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Выполнение социальных норм обеспечивается внутренним убеждением, нравственными принципами человека.

Б. Выполнение социальных норм обеспечивается силой общественного мнения.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Выход на сцену известного певца сопровождался бурными аплодисментами. Это пример применения санкций

    формальных негативных 2) неформальных негативных

3)формальных позитивных 4) неформальных позитивных

А5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А.Один из способов организации социального контроля – внушение.

Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А6. Проявлением отклоняющегося поведения является

    участие в выборах 2) занятие спортом 3) употребление наркотиков 4) учеба в ВУЗе

А7. В каждой семье существует моральная регламентация отношений между супругами, родителями и детьми, представителями разных поколений. О какой функции идет речь?

    эмоциональной поддержки 2) духовного общения

3) социализации подрастающего поколения 4) первичного социального контроля

А8. Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в

    организации отдыха и досуга 2) установлении правил общежития

3)обеспечении материальных потребностей 40 создании комфортной психологической обстановки

А9. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт – естественное закономерное явление общественной жизни.

Б. Одна из причин возникновения конфликтов – отсутствие согласия между людьми.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Какое слово пропущено в таблице?

В2. Установите соответствие между признаками и типами социальных норм.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) формальная определенность 1) моральные

Б) обеспеченность силой государственного принуждения 2) правовые

3.1 Социальная стратификация и мобильность

    Выберите все верные суждения о социальной стратификации.

    Элементом социальной структуры общества является государство.

    Для определения социальной структуры общества значимым признаком является профессия

    Важнейший критерий экономической дифференциации современного общества религиозные взгляды.

    Социальная общность «рабочие образована» по признаку стратификационному.

    Для социальных отношений в современной России характерен рост численности промышленного пролетариата.

2. Выберите все верные суждения о социальной стратификации.

1) Социальное неравенство характеризует положение по отношению друг к другу различных людей и их объединений.

2) Неравенство существовало в обществе на разных ступенях его развития.

3) Классовый тип социальной стратификации носит универсальный характер.

4) В экономически развитых странах большую часть населения составляют «синие воротнички»

5) Касты, сословия, классы, страты – это социальные группы, присущие средневековому обществу.

3. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

ОТНОШЕНИЙ

а) юридическое закрепление прав и обязанностей 1) кастовая

за основными социальными группами 2) сословная

б) преимущественно наследственный характер 3) классовая

принадлежности к элите общества

в) запрещение перемещений из одной

социальной группы в другую

г) в основе деления на группы – различия

в характере труда, размерах и формах его оплаты

д) запрет на браки с представителями других групп

4. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, буддисты, протестанты, либералы, католики.

5.. Запишите слово, пропущенное в схеме (сословия)

6. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры социальной мобильности Виды социальной мобильности

А) увольнение работника 1) вертикальная

Б) переход из православной религиозной

группы в католическую 2) горизонтальная

В) токарь стал инженером

Г) международный туризм

Д) переход с одного предприятия на другое

7.. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Термин «стратификация»пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение _________ (А) строению земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница ______ __ (Б): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и большой объем _______ (В). Кроме того, в общественном ____(Г) та или иная __________ (Д), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального _________ (Е)».

1. престиж 2. мобильность 3. Доход 4. мнение

5 неравенство 6. профессия 7. власть 8. авторитет 9. общество

Часть 2

1. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

    Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащие информацию о типах «социальной группы, и одно предложение о ее роли.

    Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащие информацию о свойствах «квазигруппы», и одно предложение о том, кто в нее входит.

    Приведите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

КЛЮЧ .

3.1. Социальная стратификация и мобильность

Часть 2

1. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность.

Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус.

В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности.

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений:

Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности.

Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.

3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».

квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему ценностей и норм.

Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятся аудитория, фан-группа, толпа и др.

4.Армия, образование, церковь

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

Социальному происхождению;

Этнической принадлежности;

Уровню образования;

Должности;

Профессиональной принадлежности;

Доходу и богатству;

Образу жизни.

Вопрос 15. Социальное неравенство и социальная справедливость.(интересно).

Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.

Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.

Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.

В закрытых обществах, где социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, где человек прикреплен к своему социальному слою и не имеет возможности продвижения в другие страты, социальное неравенство сохраняется и постоянно воспроизводится. Правящими социальными группами таких обществ социальное неравенство расценивалось как воплощение справедливого общественного устройства, а потому всякое отступление от установленного социального порядка должно решительно пресекаться.

Однако те, кто был не согласен с таким принципом мироустройства, связывали представление о социальной справедливости с уничтожением социальных барьеров и утверждением полного социального равенства. Полное равенство понималось как равенство уравнительное, воплощающееся в принципе "всем одно и то же". Чем сильнее социальное неравенство, тем больше у его противников проявляются уравнительные настроения, особенно в сфере распределения благ. Попытки реализовать полное равенство на практике всегда приводили к возникновению новой системы социального неравенства.

В открытых обществах социальное неравенство сохраняется, особенно на уровне доходов. Человек из обеспеченной семьи имеет возможность получить образование в престижных учебных заведениях и быстрее продвинуться по социальной лестнице, чем человек из низших классов. Тем не менее существующий в открытом обществе механизм социальной мобильности способствует смягчению социального неравенства, хотя и не устраняет его. Социальная справедливость понимается как возможность занять престижное место в социальной иерархии сообразно личным достоинствам, способностям, трудолюбию, талантам, знаниям, образованности.

Принцип социальной справедливости трактуется как принцип "справедливого неравенства", находящего свое выражение в требованиях "равная плата – за равный труд" или "свободу сильным – защиту слабым". Именно с точки зрения социальной справедливости решается вопрос, в чем люди равны, а в чем – нет. Выступая мерой распределения социальных благ, справедливость служит основанием для социальной защиты интересов детей, стариков, инвалидов и других социальных групп, которые испытывают трудности в повышении социального статуса.

В открытом обществе требование равенства, понимаемого как полное уравнивание каждого человека со всеми другими по любому из жизненных параметров, ставит под угрозу само существование личности, которая никогда не может быть тождественной всем другим. Девиз открытого общества не "всем поровну!", а "каждый имеет право на достижение более высокого статуса, на признание своих заслуг и достоинств со стороны окружающих!". В открытом обществе социальное равенство означает создание в обществе таких условий, которые способствовали бы реализации принципа равных возможностей для каждого человека, каждой социальной группы. Тогда данный принцип поддерживается требованием равенства юридического, т.е. равенства всех граждан перед законом, а также требованием морального равенства, т.е. равенства всех перед нравственными нормами.

Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.

Сторонники универсальности стратификации убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. Кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. При этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. В этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. Таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.

Вопрос 16. Общая характеристика социальных институтов. И вопрос 17. Классификация социальных институтов. И вопрос 18. Экономические институты и экономические отношения. И вопрос 19. Семья как социальный институт, её функции.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

Деятельность института определяется:

· набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

· интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

· наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Явные функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако чаек бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Можно не читать(Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом , который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хот утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института как производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.)

Экономические институты . Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления.

Основные функции семьи:

1.Репродуктивная
2. Хозяйственно-бытовая
3. Экономическая
4. Духовная
5. Коммуникативная
6. Досуговая (рекреационная)

(Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, - чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств - это убийства одними членами семьи других ее членов.)